ОРИГЕН
(греч. Origenes) (ок. 185,
Александрия,-253или 254,Тир), христианский теолог, философ и учёный, представитель
ранней патристики. Род. в семье христианина, позднее казнённого
за свои убеждения. В молодости преподавал грамматику и риторику, изучал
античную философию (по нек-рым сведениям, в школе Аммония Саккаса, из к-рой
вышел также Плотин). С 217 возглавлял христ. школу в Александрии,
но в 231 подвергнут осуждению со стороны александрийской и др. церквей,
после чего перенёс свою преподават. деятельность в Палестину (в г. Кесарию).
Во время очередной волны антихристианских репрессий был брошен в тюрьму
и подвергнут пыткам, от к-рых вскоре умер.
В соч. О. христ. мысль впервые достигает
высшего филос. и науч. уровня языческой культуры того времени. Перечень
соч. О. включал ок. 2000 названий. В работе по критике текста Библии О.
выступил как наследник александрийской филологич. традиции и одновременно
как основатель библейской филологии; его "Гексапла" (не дошедшая до нас)
сопоставляла выправленный евр. подлинник Библии и четыре различных греч.
перевода. Философия О.- стоически окрашенный платонизм. Чтобы согласовать
его с верой в авторитет Библии, О. вслед за Филоном Александрийским
разрабатывал доктрину о трёх смыслах Библии - "телесном" (буквальном),
"душевном" (моральном) и "духовном" (филос.-мистическом), к-рому отдавалось
безусловное предпочтение. Сотворение мира богом О. толковал как вечно длящийся
акт: прежде этого мира и после него были и будут др. миры. Эсхатологич.
оптимизм О. отразился в учении о т. н. апокатастаси-се, т. е. о неизбежности
полного "спасения", просветления и соединения с богом всех душ и духов
(как бы независимо от их воли), включая дьявола, и о временном характере
адских мук. Доктрина О. об аскетич. самопознании и борьбе со страстями
оказала сильное влияние на становление монашеской мистики в 4- 6 вв., а
выработанная им система понятий широко использовалась при построении церк.
догматики (у О., напр., впервые встречается термин "богочеловек"). В эпоху
расцвета патристики приверженцами О. были Евсевий Кесарийский, Григорий
Назианзин и особенно Григорий Нисский. Др. теологи резко осуждали
О. за "еретич." мнения (учение об апоката-стасисе) и за включение в состав
христ. догмы несовместимых с ней тезисов антич. философии (в частности,
платоновского учения о предсуществовании душ). В 543 О. был объявлен еретиком
в эдикте императора Юстиниана I; однако влияние его идей испытали многие
мыслители средневековья.
Соч.: Творения Орпгена, в. 1 - О началах,
Каз., 1899; Против Цельса, ч. 1, Каз., 1912.
Лит.: Болотов В., Учение Орнгена
о св. Троице, СПБ, 1879; История философии, т. 1, М., 1940, с. 390-91;
V о 1 k e r W., Das Vollkommenheitsideal des Origenes, Tubingen, 1931;
Danielou J., Origene, P., 1948. С. С. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я