ОРНАМЕНТ

ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение),
узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается
для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные
изделия, мебель, книги и т. д.), архит. сооружений (как извне, так и в
интерьере), произведений пластич. иск-в (гл. обр. прикладных), у первобытных
народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный
с поверхностью, к-рую он украшает и зрительно организует, О., как правило,
выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на к-рый он нанесён. О.
либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую
схематизируя их до неузнаваемости. Относительно происхождения О. нет полной
ясности. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека,
творчески преобразующей, упорядочивающей природу. Несомненно, что одним
из источников орнаментирования предметов были .технологические процессы:
мн. геом. мотивы на древнейших сосудах могли быть воспроизведением отпечатков
плетёнки из прутьев на глине, различные переплетения нитей в текстиле также
могли дать начало определённым орнаментальным формам. Существенна также
обрядовая, магическая роль древнейшего О., широко использовавшего знаки,
символы и стилизованные изображения колдовского или религиозного содержания.
В О., особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение,
запечатлелось фольклорно-поэтич. отношение к миру. С течением времени древние
орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную
и архитектонич. выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем
развитии О. имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность
обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения
мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.


Возникновение О. относится к древнейшим
эпохам истории; его зачатки зафиксированы уже в период палеолита. В эстетич.
культуре неолита О. достиг уже большого разнообразия форм и занял доминирующее
место. В дальнейшем, с развитием в пластин, иск-вах собственно изобразит,
форм, О. теряет своё господствующее положение и познавательное значение,
навсегда, однако, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую
роль в системе пластич. творчества. Каждая эпоха, каждый стиль, каждая
последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему
О.; поэтому он является надёжным признаком принадлежности произв. к данному
времени и к данной стране. Особенного развития достигает О. там, где преобладают
условные формы зрительной интерпретации действительности: на Древнем Востоке,
в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков,
в европ. средневековье. В народном творчестве, восходящем в истоках к доклассовым
и раннеклассовым эпохам, складываются устойчивые принципы и формы О., во
многом определяющие нац. художеств, традиции.


К числу определяющих формальных особенностей
О. относится декоративная стилизация, плоскостность, органич. связь с несущей
О. поверхностью, к-рую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную
логику предмета. Не всякий узор можно считать О. Так, узорная ткань с бесконечно
повторяющимся раппортом, строго говоря, не является орнаментальной. По
характеру композиции, обусловленной формой декорируемого предмета, О. может
быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим
поверхность или же сочетающим нек-рые из этих типов в более сложных комбинациях.


По мотивам, используемым в О., его делят
на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные,
зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники,
звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы
- меандр и т. п.); растит., стилизующий листья, цветы, плоды и пр.
(лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный,
стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастич. животных. В
качестве мотивов О. используются также человеческие фигуры, архитектурные
фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род О. представляют
стилизов. надписи на архит. сооружениях (напр., на среднеазиатских средневековых
мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных
мотивов (напр., геометрических и звериных форм -т. н. тератология, геометрических
и растительных - арабески).


Лит.: Лоренц Н. Ф., Орнамент всех
времен и стилей, в. 1-8, СПБ, 1898-99; М е У е г P., Das Ornament in Kunstgeschichte,
Z., 1944; E v a n s J., Style in ornament, Oxf., 1950; Bossert H. Th.,
Arte ornamentale, Barcelona, 1957. Г. А. Недошивин.



OPHAMЕНТИKA (от лат. ornamentum
- украшение), учение о способах украшения вокальных и инструментальных
мелодий. Первоначально украшение мелодии дополнит, мелодич. фигурами осуществлялось
исполнителем по собств. усмотрению в виде импровизации. Постепенно сложились
устойчивые типы мелодич. украшений, к-рые стали обозначаться в нотах самим
композитором. Большое развитие О. получила во франц. клавесинной музыке
- в связи с быстрым затуханием звуков на клавесине украшения служили способом
продления звучания выдержанных звуков. Видная роль в развитии вокальной
О. принадлежит итал. опере. Небольшие мелодич. украшения наз. мелизмами.
К ним относятся форшлаг, мордент, группетто, трель и др.; мелизмы выписываются
мелкими нотами или обозначаются специальными знаками. В числе более развитых
украшений - мелодич. фигурации, фиоритуры, виртуозные пассажи,
колоратуры
и др.


Лит.: Юровский А., [Предисловие],
в сб.: Французская клавесинная музыка, М., 1934; BeyschlagA., Die Ornamentik
der Musik, 2 Aufl., Lpz., 1953.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я