ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ (Ortega у Gasset)
Хосе (9.5.1883, Мадрид, - 18.10.1955, там же), испанский философ-идеалист,
публицист и обществ, деятель. Сын литератора. Окончил Мадридский ун-т,
затем изучал философию в ун-тах Лейпцига, Берлина и Марбурга. В 1910-36
воз-


главлял кафедру метафизики Мадридского
ун-та. Активно выступал как журналист: был основателем и сотрудником журн.
"Espana" (1915-24), "El Sol" (1916-37) и др.; издававшийся им обществ.-политич.
ежемесячник "Revista de Occidente" (1923-1936) пользовался мировой известностью.
Антимонархист; в 1931-33 деп. первых респ. кортесов; один из основателей
"Республиканского объединения интеллигенции" (1931). С началом гражд. войны
(1936) эмигрировал в Лат. Америку; в 1945 вернулся в Европу, в 1948 - в
Испанию, где под его руководством был основан Ин-т гуманитарных наук. До
конца жизни оставался открытым противником франкизма.


Филос. взгляды О.-и -Г. складывались под
влиянием марбургской школы неокантианства (Г. Коген). Неокантианский
тезис о самополагании познающего субъекта в процессе развития культуры
он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историч.
бытии, к-рое он вначале в духе философии жизни (особенно Г. Зиммеля
и
М. Шелера) трактовал антропологически, затем под влиянием нем. экзистенциализма
(М. Хайдеггер)- как духовный опыт непосредств. переживания,
как "вслушивание" в жизнь с помощью "жизненного разума" (свой синтез различных
филос. концепций О.-и-Г. называл "рациовитализмом").


В социологии наибольшую известность получило
соч. О.-и-Г. "Восстание масс" (1929-30). Исходя из противопоставления духовной
"элиты", творящей культуру, и "массы" людей, довольствующихся бессознательно
усвоенными стандартными понятиями и представлениями, он считает осн. политич.
феноменом 20 в. идейно-культурное разобщение "элиты" и "масс", а следствием
этого - общую социальную дезориентацию и возникновение "массового общества".
В эстетике выступал как теоретик модернизма ("Дегуманизация искусства",
1925). Оказал большое влияние на философскую и обществ, мысль Испании,
особенно в 1910- 1920-е гг., а также на европ. бурж. социологию (гл. обр.
в постановке проблем "массового обществам и "массовой культуры").


Соч.: Obras completas, v. 1 -11, Madrid,
1953 - 70; Obras meditas, v. 1 - 7, Madrid, 1957 - 62; El espectador, v.
1-8, Madrid, 1960 - 63; в рус. пер.- Дегуманизация искусства, в кн.: Современная
книга по эстетике, М., 1957.


Лит.: Давыдов Ю. Н., Искусство и
элита, М., 1966; БондаренкоН. Д., Некоторые аспекты проблемы человека в
философии Ортега-и-Гассета, в кн.: Историко-философский сборник, М., 1968;
Долгов К. М., Философия культуры и эстетика Хосе Ортеги-и-Гассета, в кн.:
О современной буржуазной эстетике, в. 3, М., 1972; Ferrater MoraJ., Ortega
у Gasset: an outline of his philosophy, L., 1956; A.b e 1 1 a n J. L.,
Ortega у Gasset en la filosofia espanola, Madrid, [1966]; М о r 6 n A.
C., El sistema de Ortega у Gas-set, Madrid, 1968; A g u a d о Е., Ortega
у Gasset, Jladrid, 1970. В. С. Муравьёв.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я