ОРФОЭПИЯ
(греч. orthoepeia, от orthos
- правильный и epos - речь), совокупность норм национального языка,
обеспечивающих
единство его звукового оформления. Единообразие звукового оформления устной
речи содействует (как и орфография) быстрому и лёгкому языковому
общению. Понятие О. включает в себя произношение и нормы суперсегментной
фонетики (ударение, тон и пр.). Произношение охватывает фонетич. систему
языка, т. е. состав фонем, их качество и реализацию в определённых
условиях, а также звуковое оформление отдельных слов и грамматических форм
(напр., пл[а]тишь, а не пл[о]тишь, [ш]то, а не [ч]то). Значение норм суперсегментной
фонетики для О. различно в разных языках. Напр., для русского языка имеет
большое значение ударение, связанное с образованием грамматич. форм. Некоторые
учёные в состав О. включают образование вариантных грамматич. форм (напр.,
"трактора" или "тракторы"). О. складывается исторически вместе с формированием
нац. языка, когда развиваются разные формы публичной речи и увеличивается
удельный вес устной речи в жизни общества. При этом в разных нац. языках
и в разные эпохи степень строгости и единообразия норм О. и их социолингвистич.
значение весьма различны. Правила О. имеют свою длит, историю и складываются
в качестве норм нац. языка обычно поздно. Нормы О. рус. языка сложились
в своих важнейших чертах ещё в 1-й пол. 17 в. как нормы московского говора,
к-рые лишь по мере развития и укрепления нац. языка стали приобретать характер
нац. норм. Окончательно они сложились во 2-й пол. 19 в., хотя в ряде случаев
имелись колебания. Существовавшие до Окт. революции 1917 нормы О. в основном
сохранились; изменились лишь некоторые частные правила, уменьшилась ассимилятивная
мягкость ([д]ве, [з]верь рядом с [дь]ве, [зь]верь),
произношение сблизилось в ряде черт с написанием. Большое значение в развитии
О. имел театр, культивирующий нормы О. в наиболее чистом виде. Сценич.
речь во мн. языках является основой орфоэпич. норм. Значение О. возрастает
с развитием звукового кино, радио, телевидения.
Лит.: Ушаков Д. Н., Русская орфоэпия
и её задачи, в кн.: Русская речь, в. 3, Л., 1928; ГЦ е р б а Л. В., О нормах
образцового русского произношения, "Русский язык в школе", 1936, № 5; его
же, Фонетика французского языка, Л., 1939; Винокур Г., Русское сценическое
произношение, М., 1948; Аванесов Р. И., Русское литературное произношение,
5 изд., М., 1972; Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник,
М., 1959; S i e b s Т h., Deutsche Buhnenaussprache-Hochsprache, 14 Aufl.,
Koln, 1927; G г а гага о n t M., Traite pratique de prononciation francaise,
9 ed.. P., 1938; J о n e s D., An outline of English phonetics, 9 ed.,
Camb., 1960; его же, An English pronouncing dictionary, 10 ed., L., 1955;
MiсhaelisH. et Passy P., Dictionnaire phonetique de la langue francaise,
2 ed., Hannover - В.-P., 1914; Victor W., Deutsches Ausspracheworterbuch,
3 Aufl., Lpz., 1921. P. И. Аванесов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я