ОРША
город областного подчинения,
центр Оршанского р-на Витебской обл. БССР. Расположен на Днепре при впадении
в него р. Оршицы. Крупный ж.-д. узел (линии на Витебск, Лепель, Минск,
Могилёв, Кричев, Смоленск). Через О. проходит автомагистраль Ленинград
- Киев. 111 тыс. жит. (1974; 54 тыс. в 1939; 64 тыс. в 1959; 101 тыс. в
1970). Впервые упоминается в летописи под 1067. До сер. 13 в. попеременно
в составе Полоцкого, Смоленского, Витебского княжеств. С 1359 под властью
Литвы, позднее - Речи Посполитой. После воссоединения с Россией (1772)
провинциальный, а в 1777-1919 уездный город Могилёвской (в 1796-1802 -
Белорусской) губернии. В 19 в. пристань О. была значит, перевалочным торг,
пунктом (гл. обр. хлебные грузы). К кон. 19 в. в О.- 15 предприятий, гл.
обр. пищ. пром-сти. Сов. власть установлена 28 окт. (10 нояб.) 1917. С
1919 уездный город Гомельской, с 1920 Витебской губ. С 1924 окружной (до
1930) и районный центр БССР. В 1922-25 построены ж. д. Орша - Унеча и Орша
- Лепель.
В годы довоен. пятилеток город стал одним
из индустриальных центров республики. С 13 июля 1941 до 27 июня 1944 О.
была оккупирована нем.-фаш. войсками, нанёсшими городу большой ущерб. В
городе и окружающем р-не героич. борьбу вели подпольщики-партизаны, возглавляемые
К. С. Заслоновым (имеется музей К. С. Заслонова). В 1-ю послевоен.
пятилетку (1946-50) О. была полностью восстановлена.
О.- развитый индустриальный центр БССР.
Главный текстильный (льнокомбинат, трикот., швейная ф-ки и др.) центр области.
3-ды: станкостроит., швейных машин, инструментальный, силикатный, железобетонных
конструкций. Пищ. (мясоконсервный комбинат; з-ды плавленых сыров, консервный
и др.) пром-сть. Предприятия ж.-д. транспорта.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я