ОСВЕЩЕНИЕ ГОРОДОВ
подразделяют на
утилитарное и архит. -декоративное. Основной задачей первого является повышение
безопасности движения транспорта и пешеходов. Известно, что на хорошо освещённых
улицах количество дорожно-трансп. происшествий, при прочих равных условиях,
на 30% меньше, чем на неосвещённых. Количеств, н качеств. показатели установок
утилитарного освещения регламентируются соответствующими нормами и правилами.
В зависимости от интенсивности движения механизированного транспорта освещённость
транспортной
магистрали должна обеспечивать определённую величину средней яркости сухих
дорожных покрытий (см. табл.).
Нормируются также качеств, показа-тели
освещения (слепящее действие и допустимая неравномерность распределе-ния
яркости дорожного покрытия). Большое значение для качества освещения имеет
правильный выбор схемы расположения осветительных установок. Односторонняя
схема освещения применяется на улицах с шириной проез-жей части не более
12 м, осевая - при ширине не более 18 м и двусторонняя -
при ширине не более 48 м. Отношение расстояния между светильниками
(шага) к высоте подвеса не должно превышать 4 - 5. Слепящее действие утилитарных
осветительных установок характеризуется показателем ослеплённости. К сред-ствам
утилитарного О. г. относятся также различные светящиеся знаки и указа-тели,
обеспечивающие ориентацию водителей и пешеходов.
Архит. -декоративное О. г. достигается:
освещением фасадов зданий, памятников, фонтанов, зелёных насаждений, флагов
и транспарантов заливающим светом прожекторов; обозначением контуров зданий
при помощи люминесцентных ламп и ламп накаливания; выявлением тектоники
зданий светом, проходящим изнутри через остеклённые поверхности; подсвечиванием
отд. частей зданий, использованием люминесцирующих деталей; устройством
световых реклам, лозунгов, диаграмм и т. д. Средняя освещённость фасадов
зданий и памятников устанавливается с учётом отражающих характеристик материала
объектов и яркости фона, на к-ром они воспринимаются. При низкой яркости
фона (=<1
кд/м2)
средняя освещённость светлых зданий
и объектов должна быть не менее 20-30 лк, а тёмных - не менее 100-200
лк.
Средняя
освещённость витрин определяется категорией улиц и площадей, на к-рых расположены
магазины. В зависимости от отражающих свойств товаров (светлые, тёмные
товары) средняя освещённость витрин на улицах и площадях высших категорий
устанавливается на уровне не ниже 500 лк. В отличие от многих капиталистич.
стран, где световое оформление гор. улиц носит подчас однобокий, рекламный
характер, в СССР архит.-декоративное освещение проектируется с учётом утилитарного
освещения, как составная часть единого светового и художеств, оформления
города.
Необходимая средняя яркость дорожного
покрытия зависимости от интенсивности движения транспорта
Наибольшее число
транспортных единиц, проходящих по улице за 1 ч в обоих направлениях |
Более 2000
|
От 1000 до 2000
|
От 500 до 1000
|
От 200 до 500
|
От 50 до 200
|
Средняя яркость,
кд/мг |
1,0
|
0,7
|
0,4
|
0,2
|
0,1
|
Лит.: Строительные нормы и правила,
ч. 2, раздел А, гл. 9. Искусственное освещение. Нормы проектирования, М.,
1972; Указания по проектированию уличного освещения. СН 278 - 64, М., 1964;
Островский М.А., Техника наружного освещения городов, в кн.: Итоги науки
и техники. Серия "Светотехника и инфракрасная техника", т. 3, М., 1973.
М.
А. Островский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я