ОСТОЙЧИВОСТЬ
судна, способность
судна противостоять внеш. силам, вызывающим его крен или дифферент,
и возвращаться в первонач. положение равновесия после прекращения их действия;
одно из важнейших мореходных качеств судна. О. при крене наз. поперечной,
при дифференте - продольной. Из-за удлинённости формы судового корпуса
его продольная О. значительно выше поперечной, поэтому для безопасности
плавания наиболее важно обеспечить надлежащую поперечную О.
Различают статич. и динамич. О. Мерой статической
О. служит т. н. восстанавливающий момент (сы. Пара сил), возникающий
при наклонении судна на нек-рый угол крена или дифферента, мерой динамической
О. - работа этого момента. При малых наклонениях восстанавливающий момент
приближённо пропорционален углу крена, водоизмещению и метацентрич. высоте
(см. Метацентр ).
Проверка поперечной О. в эксплуатац. условиях
сводится к определению метацентрич. высоты и сравнению её с допустимой
для данного судна. Поперечная О. регламентируется правилами классификационных
обществ. Л. Н. Стреляев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я