ОТРАЖЕНИЕ
всеобщее свойство материи,
заключающееся
в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету.
"... Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу
родственным с ощущением, свойством отражения..." (Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 18, с. 91). Любое О. несёт в себе информацию об объекте
О. Способность к О., а также характер её проявления зависят от уровня организации
материи. В качественно различных формах О. выступает в неживой природе,
в мире растений, животных и, наконец, у человека. Взаимодействие различных
материальных систем имеет своим результатом взаимоотражение, к-рое выступает
в виде простой механич. деформации (напр., отпечаток тела на песке), сокращения
или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры (напр.,
термометр), О. света, изменения электромагнитных волн (напр., фотография),
О. звуковых волн (напр., эхо), химич. изменений (напр., цвет лакмусовой
бумаги), физиологич. процессов (напр., сужение зрачка при ярком свете и
т. д.). Создание электронно-вычислит. машин, способных распознавать образы,
различать вещи, осуществлять формально-ло-гич. операции, вырабатывать условные
рефлексы, т. е. отражать отношения вещей и ориентироваться в мире, подтверждает
идею об О. как всеобщем свойстве материи.
Неотъемлемым свойством живого организма
является раздражимость - О. воздействий внеш. и внутр. среды в виде возбуждения
и ответной избират. реакции. Раздражимость - допсихич. форма О., выступающая
как средство регулирования приспособит. поведения. Дальнейший этап в развитии
О. связан с возникновением у более высоких видов живых организмов нового
свойства - чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, являющиеся
начальной формой психики животных. Формирование органов чувств и взаимной
координации их действий привело к образованию способности отражать вещи
в нек-рой совокупности их свойств - способности к восприятию. Животные
не только дифференцирование воспринимают свойства и отношения вещей, но
и отражают значит. число существенных в биологич. отношении связей в окружающем
мире. Это элементарное мышление,
достигающее своего наиболее высокого
уровня у человекообразных обезьян и дельфинов.
Становление человека и человеческого общества
в процессе трудовой деятельности и общения с помощью речи обусловило возникновение
специфически человеческой, социальной по своей сущности формы О. в виде
сознания
и
самосознания.
О.
человеком действительности отличается от О. её животными как способом,
так и предметом О., стремлением человека не только удовлетворить свои естеств.
потребности, но и понять объективные связи вещей сами по себе. Для О.,
свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное.
Оно
предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие
самого субъекта, его творч. активность, к-рая проявляется в избирательности
и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств
и отношений и фиксировании других, в превращении чувств. образа в логич.
мысль, в оперировании понятийными формами знания. Творч. активность познающего
человека раскрывается также в актах продуктивного воображения, фантазии,
в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путём формирования
гипотезы и её проверки, в создании теории, продуцировании новых идей, замыслов,
целей.
В учение о познании как О. действительности
значит. вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистич. теория
О. по праву носит . название ленинской теории О. Ленинский принцип О. подвергается
нападкам со стороны нек-рых ревизионистов и бурж. идеологов (А. Лефевр,
Р. Гароди, Г. Петрович и др.), утверждающих, что теория О. якобы ограничивает
человека рамками существующего (т. к. нельзя отражать будущее - то, чего
ещё нет), недооценивает творч. активность сознания, и предлагающих заменить
категорию О. понятием практики. Несостоятельность этой критики, подменяющей
диалектико-материалистич. концепцию О. механистич. его пониманием, очевидна.
Ленин никогда не отрицал творч. активности сознания; по его словам, "сознание
человека не только отражает объективный мир, но и творит его" (там же,
т. 29, с. 194). Но только на основе адекватного О. объективного мира возможна
творч. активность человека, преобразующего мир.
Принцип О.- краеугольный камень материалистич.
теории
познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения
его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие О. входит в само
определение диалектического, последоват. материализма, и подвергал с этих
позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.
Лит.: Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; е г о ж е, Философские
тетради, там же, т. 29; Павлов Т., Теория отражения, М., 1949; Рубинштейн
С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Коршунов А. М., Теория отражения и современная
наука, М., 1968; Украинцев Б. С., Отражение в неживой природе, М., 1969;
Проблемы отражения, М., 1969; Живкович Л., Теория социального отражения,
пер. с сербо-хорват., М., 1969; Ленинская теория отражения и современность,
София, 1969; Тюхтин В. С., Отражение, системы, кибернетика, М., 1972. А.
Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я