ОТЧУЖДЕНИЕ
, объективный социальный
процесс, присущий классово антаго-нистич. обществу и характеризующийся
превращением деятельности человека и её результатов в самостоят. силу,
господствующую над ним и враждебную ему. Истоки О.- в антагонистич. разделении
труда и частной собственности. О. выражается в господстве овеществлённого
труда над трудом живым, в превращении личности в объект эксплуатации и
манипулирования со стороны господствующих социальных групп и классов, в
отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. О. является
исторически-преходящей формой опредмечивания человеком своих способностей
и связано с овеществлением и фетишизацией социальных отношений.
О. получает и определённое психологич. выражение в сознании индивида (разрыв
между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписываемыми антагонистич.
социальным порядком, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности,
чувство изоляции, одиночества, разрушение норм поведения и т. п.). При
О. общее для всех классово антагонистич. обществ противоречие между личностью
и социальными институтами дополняется специфич. восприятием социального
и культурного мира как чуждого и враждебного личности. Это особенно обостряется
с возникновением бурж. отношений, к-рые привели к распаду традиционно-патриархальных
обществ. связей, где личность растворена в социальном целом, и к формированию
индивидуализма
с
характерным для него противопоставлением личности социальным институтам.
Процессы О. осмыслялись в истории обществ.
мысли прежде всего в русле романтич. критики капитализма. Теоретики общественного
договора (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо и др.), истолковывая
возникновение общества как акт передачи, О. человеком своих прав политич.
организму, видели в этом источник порабощения человека, утраты им своей
первоначальной свободы. Ф. Шиллер, констатируя внутр. расколотость
человека нового времени, рассматривает её как последствие разделения труда
и видит в эстетич. сфере путь к восстановлению утраченной цельности. Эта
линия эстетич. критики бурж. общества и связанного с ним О. была развита
нем. и франц. романтизмом, противопоставившим миру О. идеал целостной
патриархальной общинной жизни. Категория О.- одна из центральных в философии
Гегеля. Она является способом конструирования его филос. системы: природа
и история суть объективация, О. абсолютного духа. Помимо этого, категория
О. характеризует у Гегеля специфич. отношение человека к созданной им реальности
в условиях бурж. правового общества. В ч Феноменологии духа", анализируя
бурж. общество - мир "отчужденного от себя духа", Гегель отмечает, что
действительность предстаёт здесь для индивида как "... нечто непосредственное
отчужденное..."; самосознание "... создаёт свой мир и относится к нему
как к некоторому чуждому миру, так что отныне оно должно завладевать им"
(Соч., т. 4, М., 1959, с. 264, 263). Реальное О. истолковывается Гегелем
как О. духа, а преодоление О.- как теоретич. осознание неистинности О.
В этом и состоит тот "некритический позитивизм" Гегеля, к-рый был отмечен
К. Марксом; Гегель не проводит различия между объективацией и О., отождествляет
О. с опредмечиванием человеческих способностей. Л. Фейербах в своей
критике Гегеля даёт антропология, интерпретацию О. Рассматривая религию
в качестве О. предметно-чувств. сущности человека, причины этого О. он
видит в психологич. состояниях - чувстве зависимости, страхе и т. п. Чувств.
природа человека трактуется им как "неотчуждаемый" фундамент человеческой
жизни и противопоставляется неистинному миру О.- идеализму, теологии и
пр. Эта линия противопоставления "истинного" и "неподлинного" состояния,
мира О. и любви в ещё большей мере усиливается у младогегельянцев (Б. Бауэр,
М. Гесс), у различных мелкобуржуазных идеологов 40-х- 50-х гг. 19 в. (П.
Ж. Прудон, М. Штирнер и др.).
Марксистское понимание О. формировалось
в полемике как с объективно-идеалистич. концепцией О., так и с антрополого-психологистич.
его истолкованием. Критикуя романтико-утопич., моралистич. представления
об О., основоположники марксизма противопоставили этому взгляд на О. как
на объективный социальный процесс. По мере становления материалистич. понимания
истории углублялось и понимание О. От анализа О. в сфере духовной жизни
(религия, идеалистич. философия) К. Маркс и Ф. Энгельс перешли к изучению
О. в политич. жизни (бюрократии, роли гос-ва), а затем и к осмыслению процессов
О. в экономич. сфере. В работах нач. 1840-х гг. анализируется проблема
отчуждённого труда: О. от процесса и результатов труда, О. рабочего от
его родовой, социальной сущности и, наконец, О. рабочего от самого себя.
Если в этих работах Маркс и Энгельс ещё выводят О. из отношения рабочего
к своему труду, то уже в "Немецкой идеологии" (1845-46) и особенно в экономич.
работах Маркса 1860-70-х гг. в качестве источников О. выступают глубокие
социально-экономич. изменения - капиталистич. разделение труда, стихийный
характер совокупной социальной деятельности в условиях антагонистич. формаций,
господство частной собственности и товарно-денежных отношений, превращение
труда в средство существования, частичных социальных функций в пожизненное
призвание определённых лиц, слоев, классов. Под анализ О. был подведён
науч. фундамент - экономич. теория марксизма, учение о товарном фетишизме.
В работах Маркса и Энгельса раскрыты следующие
основные моменты О. в капиталистическом обществе: 1) О. самой деятельности
человека, к-рый выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, "...
отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему..." (Маркс
К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440). 2) О.
условий труда от самого труда. "... Объективные условия труда приобретают
все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность,
выражающуюся уже в самом их размере,... общественное богатство во все более
мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила" (там
же, ч. 2, с. 346-47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве
капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда.
Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего.
"Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая
над ним сила..." (там же, т. 47, с. 555). 3) О. результатов труда от наёмного
рабочего, приводящее к тому, что "... созданное им богатство противостоит
как чуждое богатство, его собственная производительная сила - как производительная
сила его продукта, его обогащение - как самообеднение, его общественная
сила - как сила общества, властвующего над ним" (там же, т. 26, ч. 3, с.
268). 4) Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими,
от трудящихся. Так, в государстве общий интерес "... принимает самостоятельную
форму, оторванную от действительных - как отдельных, так и совместных -
интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности" (там же, т. 3, с.
32). В процессе исторического развития углубляется О. эксплуататорского
государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются
в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу. 5) Разрыв
между ценностями, проповедуемыми офиц. идеологией, и реальными возможностями,
предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что
она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества,
к-рый не соответствует действит. возможностям общества. Так, идеологич.
ценности, провозглашаемые бурж. обществом: свобода, равенство, предприимчивость,-
всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью бурж. общества, с
его экономич. неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную
жизнь классового общества, формируются специфич. формы идеологич. О. (от
религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв
между "массовой культурой" и культурой элиты. Понимание О. как социального
явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относит,
обнищании рабочего класса, об эксплуатации как "действительном проявлении"
О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч.
3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности.
Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологич. борьба,
наиболее характерными чертами к-рой являются: противопоставление молодого,
"гуманистического" Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу,
якобы вставшему на негуманистические, сциен-тистские (см. Сциентизм)
позиции;
истолкование марксизма как разновидности иррационалистич. антропологии
и сближение его с экзистенциализмом; теологич. интерпретация О., отождествляющая
О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистич. строительства,
правые и "левые" ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что
социализм усиливает О. личности, создаёт новые формы О., связанные с обществ,
собственностью и ролью государства при социализме.
Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции
О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные
источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О.,
осуществляющееся в полной и окончат. мере вместе с построением коммунизма.
Общие пути преодоления О., выявленные в теории науч. коммунизма, заключаются
в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии обществ. богатства, социалистич.
обществ. отношений, в преодолении противоположности между умственным и
физич. трудом, городом и деревней, в развитии коммунистич. сознания, демократизации
управления и всей обществ. жизни социалистич. и коммунистич. общества.
Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса
зависят от специфич. особенностей стран, строящих новое общество, от уровня
их развития, сознательности рабочего класса этих стран.
Позиция марксизма, подчёркивающая социально-историч.,
преходящий характер О., противостоит позициям совр. бурж. идеологов, к-рые
видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями
понимания О. в совр. бурж. философии и социологии являются антиисторизм,
психологизм в трактовке причин О., превращение О. в сущностную характеристику
человеческого бытия. Рассматривая мн. феномены О. с позиций самого О. как
неустранимые моменты социальной жизни вообще, бурж. философы неизбежно
приходят к трагич. восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель
видел
"трагедию культуры" в противоречии между творч. процессом и объективированными
формами культуры. В трагич. тона окрашено описание О. в философии и художеств.
лит-ре экзистенциализма. В бурж. социологии 20 в. был проанализирован
ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина "О.") в связи
с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер - Германия), социальной аномии
(Э. Дюркгейм - Франция, Р. Мертон - США). В 1960-х гг. в связи с усилением
романтич. критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу
анализа бурж. общества. Это нашло Своё выражение в идеологии т. н. "новых
левых" (Г. Маркузе-США, и др.). Мн. представители бурж. социологии трактуют
О. как единственно возможный способ организации человеческих отношений,
противопоставляя ему "малые" и "неформальные" группы, лишённые О. В совр.
амер. социологии делаются попытки эмпирич. исследования О. М. Симен предложил
5 критериев для эмпирич. интерпретации О. (отсутствие обладания властью,
утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение),
ставших программой социологич. исследований (Р. Блаунер и др.). Однако
в целом анализ реальных социальных условий и причин О. заменяется в бурж.
философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего
в мире О.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из
ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23-25;
Ленин В.И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов
Ю.Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский
очерк, в сб.: Человек, творчество, наука, М., 1967; "Капитал" Маркса, философия
и современность, М., 1968; Ойзерман Т.И., Проблема отчуждения и буржуазная
легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our
time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows,
F. R. Lapides, N. Y., 1969; G е у е r R. F., Bibliography alienation, 2
ed., Amst., 1972. А.П. Огурцов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я