ОУЭН

ОУЭН (Owen) Роберт (14.5.1771, Нью-таун,
Уэльс,-17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника.
Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С
1781 служил в торг. заведениях. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. сблизился с
англ. физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в лит.-философское об-во.
С 1791 предприниматель. В 1794-95 осн. Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию.
В 1800-29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия).
Важным моментом в формировании мировоззрения О. явился разрыв с ортодоксальным
христианством. Знакомство с рационали-стически-материалистич. философией
Просвещения привело О. к выводу, что её идеалы столь же далеки от воплощения,
как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социальнопсихологич.
("порча характера" правящих и управляемых), последствия промышленного переворота
и исходя из социологич. и этич. концепций просветительской философии, О.
пришёл к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные
и ист. судьбы. Согласно О., во главе общества испокон веков стояли люди,
к-рые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих
Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип
свободы воли, к к-рому он сводил все бурж. учения, О. утверждал, что нельзя
возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны,
равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господств.
классам. Человек есть, по О., продукт среды. Если порочны люди, порочна
среда, породившая их. Эта по сути материалистич. идея ориентировала на
действенное преобразование окружающей среды. Но О., механистически-материалистич.
мировоззрение к-рого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом,
понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. О.
полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой
гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до
сер. 1820-х гг. О. не связывал преобразование общества с устранением частной
собственности. Программу этого периода своей деятельности, к-рый может
быть условно назван бурж. - филантропическим, О. изложил в работе "Новый
взгляд на общество, или Опыты о формировании характера" (1812-13). В условиях
благоприятной экономич. конъюнктуры кон. 18 - нач. 19 вв. О. путём "перевоспитания"
и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке т. н. идеальную
пром. общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся
и высокую производительность, так и высокие прибыли.


Однако в условиях экономич. кризиса 1815-16
и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения
положения и образования рабочих натолкнулось на решит. сопротивление компаньонов
О. (квакер У. Аллен, философ И. Бентам и др.). Разработанные О.
проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и "План национального
воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа"
встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. О. сделал вывод,
что рабочие в Нью-Ланарке, как и на др. капиталистических предприятиях,
"остаются рабами". Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных
проблемах, О. приходит к убеждению, что "волшебная сила машин", обращённая
при "существующей системе" против трудящихся, способна обеспечить изобилие
материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными.
Опираясь на нек-рые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке
(успешное преодоление явлений преступности, пьянства, нац. и религ. вражды,
осуществление элементов самоуправления, сознат. трудовой дисциплины, соревнования,
кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производит.
трудом, физич. и эстетич. воспитанием), О. в марте 1817 выдвинул "план"
расселения безработных в "посёлках общности и сотрудничества", не знающих
частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным
и физич. трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов.
Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни О.- переход на позиции утопического
социализма.
В 20-е гг. О. создал опытные ком-мунистич. колонии: Новую
гармонию
в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал
ряд просветит. учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, О. целиком
посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального
"плана" он приступил к разработке утопич. комму-нистич. системы переустройства
жизни всего человечества, к-рая была наиболее полно изложена в "Книге нового
нравственного мира" (опубл. в 1836-44). Согласно этой системе, учреждаемые
на добровольных началах "посёлки общности" образуют федерацию, способную,
по мнению О., продемонстрировать своё экономич. и нравственное превосходство,
обусловленное всемерным развитием новых ("научных") производит. сил (в
т. ч. химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека
н установлением новых обществ. отношений. По инициативе О. в 30-е гг. были
созданы организации "Базары справедливого обмена" (1832-34) и "Великий
национальный союз профессий" (1833-34), к-рые он надеялся превратить в
средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал
В. И. Ленин, О. не учитывал "...такого основного вопроса, как вопрос о
классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении
господства класса эксплуататоров" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с.
375). Тем самым О., как и др. социалисты-утописты, не смог "...ни разъяснить
сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития,
ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества"
(там же, т. 23, с. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом
и буржуазией, социалистич. учение О. и его последователей-оуэнистов (Дж.
Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть
с сер. 1820-х гг.) сыграло значит. роль в просвещении англ. рабочего класса,
дало определённый толчок развитию проф. и кооперативного движения в Великобритании.
С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата
оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы.
Сам же О. в конце жизни, особенно после поражения революций 1848-49, в
обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях,
приходит к мистицизму и спиритизму.

Р. Оуэн.


Тем не менее ист. заслуги О. неоспоримы.
Он был единственным из великих социалистов-утопистов, к-рый пытался осуществить
свои социалистич. идеалы с участием самих рабочих. О. различил в производит,
силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации
общества, связанной с установлением обществ. собственности на средства
производства. Поэтому мечтания О. о качественно новом состоянии человечества
частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал О. "родоначальником
английского социализма..." (см. К. Маркс, Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2,
с. 459). Оценивая значение деятельности О. для англ. рабочего движения
первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: "Все общественные движения, которые
происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их; действительные
достижения связаны с именем Оуэна" (там же, т. 20, с. 274). Идеи О. оказали
также влияние на формирование социалистич. мысли и за пределами Великобритании.
В России имя О. было известно уже в сер. 2-го десятилетия 19 в. Определённое
влияние его идей испытали петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А.
Добролюбов и др. революционеры-демократы.


Соч.: The life of R. Owen written by himself,
v. 1, pt 1 - 2, L., 1857 - 58; в оус. пер.- Избр. соч., т. 1 - 2, 1950.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Соч.,
2 изд., т. 2-4, 18-19, 23-24 (см. Ука-зат. имён); Ленин В.И., Полн. собр.
соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён); Плеханов Г. В., Утопический
социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Волгин В.
П., История социалистических идей, т. 2, в. 1, М.- Л., 1931; Анекштейн
А. [А р к. А-н], Р. Оуэн, М., 1937; К а н С. Б., История социалистических
идей, 2 изд., М., 1967; Неманов И.Н., К вопросу о характере Нью-Ленаркского
эксперимента Р. Оуэна, в кн.; Социально-экономическое развитие России и
зарубежных стран, Смоленск, 1972; Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.-
П., 1923; Колл Д.Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.- Л., 1931; Pоdmore F., R.
Owen, 1 - 2, L., [1923]; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen,
L., 1962; Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America,
L., 1969 (лит.).

И. Н. Неманов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я