ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО
область
декоративного искусства; праздничное (т. е. временное) оформление улиц,
площадей, производственных территорий, а также оформление витрин, демонстраций,
народных празднеств, физкультурных выступлении и парадов, различного рода
экспозиций. О. и., пользующееся выразительными средствами архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, театра (см. "Массовое действо"),
киноискусства
и светотехники, позволяет создавать наиболее массовые образцы синтеза
искусств. Взаимодействуя с архитектурой, О. и., в отличие от последней,
обычно заключает в себе программное, наглядно-агитационное содержание.
О. и. родственно театрально-декорационному; но если в традиц. театре декорации
и др. элементы спектакля воспринимаются извне, с одной точки (из зрительного
зала), то в О. и. зритель обычно находится внутри многопланового пространства
(напр., выставки) или же сам становится участником художественно решённого
действия (демонстрация). Если монументальное искусство отражает
дух эпохи в наиболее обобщённых, в известной мере непреходящих образах
и создаётся из "вечных" материалов (камень, металл, смальта и т. д.), то
О. и. - это быстрая, нередко публицистически-острая реакция на сегодняшний
день, в к-рой плакатный лаконизм образов сочетается с лёгкостью материалов,
мобильностью конструкций, остротой пространственных и цветовых решений.
Произв. О. и., как правило, не создаются с расчётом на типовое воспроизведение.
Истоки О. и. лежат в религ. ритуалах древности,
празднествах, посвящённых солнцу, приходу весны и т. п., др.-греч. процессиях,
др.-рим. триумфах. Оформление ср.-век. массовых действ - карнавалов
и
религ. процессий - часто становилось ярким проявлением нар. художеств.
культуры. Если в ср. века эстетич. единство произв. О. и. складывалось
более или менее стихийно, то с эпохи Возрождения усиливается организующая
роль оформителя (обычно живописца или архитектора), подчиняющего театрализованное
действо целостному художеств. замыслу (в области О. и. работали такие мастера,
как Леонардо да Винчи, И. Джонс, П. П. Рубенс). В 15-18 вв. О. и., развивавшееся
в рамках ист. стилей (ренессанс, маньеризм, барокко), было важнейшей составной
частью придворных феерий и триумфальных шествий (в России появившихся при
Петре I). Широко используя декоративную живопись и скульптуру, фейерверки,
различные механич. трюки, художники-оформители этого периода нередко стремились
с
помощью
аллегорий
и эмблем создать жизнеутверждающие, проникнутые светским духом
образы. В церемониях Великой французской революции (Ж. Л. Давид и др.)
и празднествах Парижской Коммуны 1871 О. и. выступало как средство наглядной
политич. агитации, обращённой к нар. массам. Роль техники максимально возрастает
в О. и. 20 в., когда всё чаще применяются аудио-визуальные методы воздействия
на зрителя (напр., кино), фотографии и фотомонтажи, свето-кинетические
конструкции. Особое внимание уделяется совершенствованию методов музейной
и выставочной экспозиции: мастера О. и. активизируют зрительное восприятие,
оттеняя наиболее важные в образном отношении черты экспоната. Если официальное
О. и. капиталистич. стран, чаще всего применяемое для коммерческой рекламы,
насыщено штампами "массовой культуры", то прогрессивные обществ. организации
и партии используют его для борьбы за мир, социальный прогресс и демократию.
Сов. О. и. возникло в первые дни Великой Октябрьской социалистич. революции,
что свидетельствовало о поисках форм, к-рые утверждали бы пафос героич.
подъёма масс, в общедоступной форме раскрывая всемирно-ист. смысл происходящих
событий. О. и. объединило усилия мастеров всех существовавших в дореволюционной
России противоречивых творческих направлений и впервые побудило их осознать
свою роль в формировании рождающейся социалистич. культуры. Для О. и. этой
эпохи (оформление отд. гор. кварталов и шествий в дни праздников, убранство
агитационных поездов, трамваев, пароходов), идейно связанного с ленинским
планом монументальной пропаганды, были характерны объёмные декоративные
построения, проникнутые динамикой обнажённых ритмов и конструкций (Н. И.
Альтман, Л. В. Руднев), более спокойные архитектурно-пространственные и
декоративные решения площадей, магистралей, отд. зданий (бр. Веснины, М.
В. Добужинский), а также живописные тематические панно (С. В. Герасимов,
П. В. Кузнецов, Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин). С ростом экономич.
мощи и международного престижа СССР особое значение приобрело оформление
выставок, пропагандирующих достижения социалистич. строя (Л. М. Лисицкий,
Н. П. Прусаков,
Н. М. Суетин, Р. Р. Клике). Художники (М.Ф.
Ладур, Я.Д. Ромас, В.А. Стенберг) стали систематически участвовать в оформлении
парадов и демонстраций. Мастера сов. О. и., широко используя возможности
и средства всех иск-в, а также достижения техники, стремятся к совершенствованию
художественно-эстетич. решения облика городов и сёл, разработке новых методов
музейной и выставочной экспозиции, развитию новых форм наглядной агитации,
внедрению в жизнь новых, сов. обрядов.
Лит.: Художник-оформитель. [Сб.
ст.], Л., 1962; Искусство современной экспозиции. Выставки. Музеи, М.,
[1965]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции.
Каталог выставки, [М-, 1967]; Рождественский К., Ансамбль и экспозиция,
[Л., 1970]; Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы
и исследования, М., 1971; Немиро О., В город пришёл праздник. Из истории
художественного оформления советских массовых празднеств, Л-, 1973; Художник
и город. [Сб.], М., 1973; Les fetes de la Renaissance, 1 - 2, P.,
1956 - 60.
К. И. Рождественский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я