ОХРАНА ПРИРОДЫ
система естественнонаучных,
технико-производственных, экономич. и административно-правовых мероприятий,
осуществляемых в пределах данного государства или его части, а также в
международном масштабе и направленных на сохранение и контролируемое изменение
природы в интересах развивающегося человечества, на поддержание и увеличение
её продуктивности, обеспечение рационального использования (включая восстановление)
природных
ресурсов и окружающей среды. О. п. имеет важное историч. и социальное
значение, составляя в СССР часть всей программы развития нар. х-ва.
В пост. Верх. Совета СССР "О мерах по дальнейшему
улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов"
от 20 сент. 1972 сказано: "Охрана природы и рациональное использование
природных ресурсов... становятся одной из важнейших общегосударственных
задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных
планов, благосостояние нынешних и будущих поколений. Решение этой задачи
в социалистическом обществе неразрывно связано с охраной здоровья населения,
с обеспечением советским людям необходимых условий для плодотворного труда
и отдыха.
Незыблемую основу организации наиболее
правильного использования природных богатств, эффективной охраны природы
составляют в Советском Союзе социалистическая государственная собственность
на землю, ее недра, воды, леса" ("Правда", 1972, 21 сент., с. 1).
Окружающая человека природная среда сложилась
в процессе формирования облика Земли под влиянием космич. факторов
(солнечное излучение, тяготение), осн. свойств самой планеты (масса, размеры,
состав, характер вращения) и происходящих на Земле процессов (текто-нич.
деятельность, образование водной и воздушной оболочек, возникновение и
развитие жизни). Состояние окружающей среды определяется подвижным равновесием,
устанавливающимся в сложном комплексе мн. взаимодействующих процессов.
Так, климат обусловливается характером атм. циркуляции и системой движения
водных масс в океанах; растит. покров в различных р-нах суши зависит от
климата, структуры земной поверхности, почвы. Под влиянием этих факторов,
а также в результате сложного взаимодействия популяций животных и растений
в различных областях планеты складываются определённые биогеоценозы.
Энергия
природных явлений и кол-во вовлекаемых в них веществ огромны, однако временами
они приходят в неустойчивое состояние, и тогда достаточно затраты небольшого
кол-ва энергии или вещества, чтобы процесс большого масштаба пошёл по иному
пути. Это открывает возможность для активного воздействия на природные
процессы сравнительно малыми средствами (напр., при воздействии на погодные
условия) и в то же время создаёт опасность крупных, неожиданных и нежелательных
изменений природы.
Любая форма жизни взаимодействует с окружающей
средой, используя её ресурсы, приспосабливаясь к её условиям и внося изменения
в её структуру, баланс и круговорот веществ и энергии. Такие важные особенности
нашей планеты, как присутствие значит. кол-ва кислорода в атмосфере, образование
нек-рых осадочных пород, гл. обр. известняка, и др., сформировались именно
в результате жизнедеятельности организмов. В процессе развития живой материи
выработались разнообразные формы, приспособленные к существованию в самых
различных условиях, однако каждый отдельный вид живых существ взаимодействует
со средой своеобразным, свойственным лишь ему, образом и может существовать
только в определённых условиях внешней среды. Осн. формы взаимодействия
животных и растений со средой меняются с появлением новых видов в процессе
биологической эволюции. В отличие от растений и животных, человек способен
создавать орудия производства и применять их в процессе труда. Тем самым
он меняет способы своего взаимодействия с природой. При этом быстро расширяется
круг условий, в к-рых возможно его существование, увеличивается число элементов
окружающей среды, вовлекаемых в производств. деятельность, расширяется
использование каждого из них. Количественное и качеств. воздействия человека
на природу стремительно возрастают в ходе научно-технической революции.
Развитие производит. сил существенно меняет
ценность и назначение природных ресурсов, а также формы их использования.
Напр., нефть стала энергетич. ресурсом только со 2-й пол. 19 в., а уран
- с сер. 20 в. Говоря о целесообразности использования природных ресурсов,
следует учитывать, в чьих интересах оно ведётся. Использование природных
ресурсов или изменение состояния природной среды целесообразно лишь в том
случае, если оно отвечает интересам населения страны или всего человечества,
а не интересам отдельных лиц, фирм или социальных групп. При этом необходимо
учитывать долговременные интересы настоящего и будущих поколений. Из этого
следует, что целесообразные изменения в состоянии природной среды может
осуществлять лишь социалистическое или коммунистическое общество, имеющее
однородные интересы и цели, способное рассчитывать своё развитие на долгий
срок вперёд и располагающее практич. возможностью организовать рациональную
эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с намеченными целями. Большое
значение при этом имеют знания закономерностей развития и взаимодействия
всех осн. процессов, протекающих в природе, что позволяет оценить и рассчитать
естественный ход этих процессов, ближайшие и отдалённые последствия любого
вмешательства. В оценке последствий воздействия на природу важное место
занимает расчёт его допустимых (без вреда для человека и природы) масштабов.
На этом базируется, в частности, определение предельно допустимых концентраций
различных веществ, загрязняющих атмосферу, водные объекты или почву.
Изменяющееся в своих формах взаимодействие
человека с природой становится по мере развития общества и совершенствования
способов производства всё более интенсивным и его эффективность увеличивается.
Так, совр. техника строительства, транспорта, связи, энергоснабжения, а
также уровень медико-санитарного обслуживания позволяют разместить людей
в больших городах с плотностью, во много раз большей, чем при возникновении
гор. поселений; ирригация превращает засушливые земли в плодородные поля;
селекция даёт возможность создавать более продуктивные сорта растений и
породы животных, и т. д. Однако этот позитивный в основном процесс зачастую
сопровождается нерациональным использованием природных богатств и приводит
иногда к необратимым нежелательным изменениям состояния природной среды.
Такие явления имели место на протяжении всей истории человеческого общества.
Однако если на ранних её этапах использование человеком природных ресурсов,
как и его воздействие на природу, были незначительными и не нарушали заметным
образом естеств. природной среды, то в эпоху капитализма этот процесс резко
усилился и принял угрожающий характер.
Хищническое использование природных богатств
нанесло серьёзный ущерб живой природе. Введение в с. х-во колониальных
и зависимых стран системы монокультур (кофе, гевеи, арахиса и др.) без
соответствующих мер по предотвращению вредных последствий привело к истощению
в этих странах плодородных земель и к эрозии почв; угрожающие размеры приняли
эти процессы и в развитых странах. Значительно уменьшились площади леса,
исчезли мн. виды животных.
Загрязнение окружающей среды усилилось
с развитием пром-сти. Вначале оно имело место лишь вблизи предприятий,
т. к. рассеивание загрязняющих веществ в воде или атмосфере обеспечивало
восстановление чистоты среды уже на небольших расстояниях от источника
загрязнения. Ныне разнообразные вещества, выбрасываемые в больших кол-вах
с отходами производства или используемые в с. х-ве в качестве удобрений,
гербицидов, инсектицидов, уже не успевают или вообще не могут нейтрализоваться
окружающей средой.
Наибольших масштабов загрязнение среды
Значит. истощение природных богатств и
Особую опасность для природной среды представляют
В СССР осуществляются мероприятия по всем
В больших масштабах проводится лесонасаждение,
Для снижения загрязнения почвы регламентируется
Разрабатываются спец. меры по охране особенно
В СССР функции О. п. осуществляют специализированные
Н.-и. работой по проблемам О. п. занимаются
Важное значение имеет пропаганда знаний
В обращении "К народам мира", принятом
В России система правовых мероприятий по
В СССР О. п. рассматривается как важная
Правовое регулирование отношений по О.
В 1969 Верх. Совет СССР принял Основы законодательства
Многие вопросы охраны окружающей среды
В сент. 1972 Верх. Совет СССР признал заботу
ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР приняли развёрнутое
Выполнение общих требований по О. п. является
В зарубежных социалистич. странах имеются
В капиталист и ч. странах разрушение природной
В Великобритании, Франции, ФРГ, Швеции
Международное сотрудничество. Вопросы О.
СССР активно содействует развитию О. п.
Согласованные действия по сохранению, восстановлению
Значит. достижением в развитии междунар.
Сов. науч. орг-ции активно участвуют в
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
достигло в пром. р-нах США, а также в Японии, ФРГ и нек-рых др. европ.
странах. Атмосфера над крупнейшими городами и пром. центрами постоянно
содержит ряд вредных примесей (СО, СО
сан. нормы. Сильно загрязнён Атлантич. ок., в особенности вблизи берегов
Европы и Сев. Америки. Переносимые течениями загрязнения скапливаются в
нек-рых р-нах, напр. в Баренцевом м., где мн. страны, в т. ч. СССР, ведут
интенсивный рыбный промысел. Т. о., загрязнение природной среды приобрело
глобальный характер.
загрязнение окружающей среды побудили правительства многих стран принять
определённые меры для О. п. В большинстве развитых стран упорядочено лесное
х-во - вырубка ведётся в соответствии с приростом; начато воспроизводство
рыбных запасов в реках, разведение промысловых животных; регулируется охота.
Широкое развитие получило создание заповедников и др. охраняемых
территорий. Принимаются меры с целью предотвращения эрозии почвы. В США,
Франции и др. странах созданы спец. министерства, консультативные и др.
ведомства по О. п. Однако проведение в жизнь законов об О. п. в капиталистич.
странах часто наталкивается на сопротивление монополий, к-рым невыгодны
дополнит. расходы, связанные, напр., со строительством очистных сооружений.
Иностранные монополии продолжают хищнически эксплуатировать природные ресурсы
экономически зависимых стран. Отсутствие действенного междунар. сотрудничества
способствует хищнич. отношению к ресурсам океана.
произ-во, хранение и испытания атомного, химич. и др. видов оружия массового
уничтожения. Ок. 1/
средств в ходе агрессии США в Индокитае. Необратимые и опасные для всего
живого изменения природы всей планеты принёс бы мировой термоядерный конфликт.
Поэтому прекращение гонки вооружений, разоружение и др. меры по укреплению
мира и развитию сотрудничества между странами имеют для О. п. решающее
значение. Т. о., нерациональное использование природных ресурсов и негативное
воздействие на окружающую среду вызываются в основном социальными причинами.
Ещё К. Маркс в одном из писем Ф. Энгельсу (от 25 марта 1868) отмечал: "...культура,-
если она развивается стихийно, а не направляется сознательно...,- оставляет
после себя пустыню..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с.
45). Многие зарубежные учёные, распространяя без должных оснований особенности
взаимодействия человека с природой, характерные для капиталистич. строя,
на всё человечество, приходят к пессимистич. выводам о неизбежности экологич.
кризиса уже в ближайшем столетии, если нынешние тенденции в развитии общества
сохранятся и впредь. Предотвратить такой кризис может, по их мнению, лишь
стабилизация численности населения и прекращение роста производства. Однако
совр. наука и техника уже решили многие задачи, необходимые для оптимальных
форм взаимодействия человечества и природы. Созданы достаточно совершенные
очистные сооружения, для ряда произ-в разработаны замкнутые "безотходные"
тех-нологич. процессы. Предложены рациональные методы ведения сельского
и лесного х-ва в разных природных условиях, способы разведения промысловых
рыб и т. п. В социалистич. обществе сознательно направляемое плановое развитие
всей экономики создаёт основу для оптимизации отношений к природе, что
находит своё подтверждение в практике развития СССР и др. социалистич.
стран. С первых дней Советской власти рациональное использование природных
ресурсов и О. п. становятся делом гос. значения.
осн. проблемам О. п.: совершенствование планирования; повышение ответственности
предприятий и организаций за полное использование минерального сырья при
его добыче и переработке; предотвращение загрязнения почвы пром. отходами
и ядохимикатами, водоисточников и атм. воздуха-пром., коммунальными и др.
выбросами; повышение личной ответственности граждан за сохранение окружающей
среды. Точный учёт состояния осн. природных ресурсов обеспечивается системой
земельного и водного кадастров, гос. оценки запасов полезных ископаемых
и их добычи. Загрязнение природной среды в СССР во много раз меньше, чем
в США, Японии, ФРГ и др. технически развитых странах. Несмотря на отсутствие
социальных причин, вызывающих нерациональное использование природных богатств
или неблагоприятное воздействие на среду, нек-рые подобные явления имеют
место и в СССР. В ряде случаев планирующие органы шли на это сознательно,
как на временную меру,- в особенности во время Гражданской и Великой Отечественной
войн и в трудный послевоенный период в связи с острой нехваткой средств,
необходимых для удовлетворения насущных нужд народа; в др. случаях они
объясняются недочётами или ошибками в планировании. По мере укрепления
экономики страны О. п. уделяется всё больше внимания и отводится всё больше
материальных средств, что находит своё отражение и в соответствующих законодательных
актах (см. ниже) и в конкретных мероприятиях. Так, напр., неотъемлемым
элементом ген. схемы комплексного использования водных ресурсов, предусматривающей
удовлетворение потребностей нар. х-ва в электроэнергии, получаемой на гидроэлектростанциях,
в водных путях сообщения, орошении с.-х. угодий и т. д., является сокращение
безвозвратных потерь воды и её загрязнения пром. предприятиями за счёт
постоянного роста многократного водооборота, совершенствования очистных
сооружений. Меры по предупреждению эрозии почвы органически входят в планы
развития с. х-ва.
последовательно сокращается молевой сплав, лесоохранными мероприятиями
охватывается всё большая площадь лесов страны. Борьба с загрязнением воздуха
ведётся посредством установки фильтров, улавливающих отходы производства
и позволяющих перерабатывать их в полезную продукцию (напр., сернистый
ангидрид - в серную к-ту), а также путём изменения технологии. Централизация
отопления и перевод его на газовое топливо, развитие теплофикации наряду
с др. мероприятиями позволили достичь удовлетворительной чистоты воздуха
в Москве и др. городах СССР. Дальнейшие меры по усовершенствованию очистки
воздуха в СССР снизят к 1980 по сравнению с уровнем 1970 (несмотря на быстрый
рост производства) общее количество выбрасываемых предприятиями: пыли на
50%, окиси углерода на 40%, углеводородов на 50%.
применение пестицидов в с. х-ве. Ядохимикаты, способные накапливаться в
организмах, исключаются из производства и применения; одновременно расширяется
использование биол. методов борьбы с с.-х. вредителями. Принимаются меры
по очистке наиболее загрязнённых водоёмов. Значительно снизилось загрязнение,
в основном нефтепродуктами, Каспийского м.; для предотвращения загрязнения
бассейнов pp. Волги и Урала в прибрежных городах сооружаются мощные установки
для очистки пром. и бытовых стоков.
ценных водоёмов. Напр., определён характер экономич. развития бассейна
оз. Байкал, предусматривающий сочетание эксплуатации ресурсов этого огромного
р-на с сохранностью уникального природного объекта. В результате принятых
в СССР мер по охране диких животных поддерживается высокая численность
и ведётся регулируемый промысел котика, соболя, а также акклиматизированных
в СССР ондатры, нутрии и др. Успешно начато искусственное разведение промысловых
рыб в Каспийском и Аральском морях, в оз. Иссык-Куль, в реках севера Европ.
части СССР и Д. Востока. Восстановлена и поддерживается высокая численность
лосей, сайгаков, бобров, сохранено и увеличено поголовье зубров, куланов
и др. редких животных (см. Охраняемые растения и животные).
органы общегос. управления: Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике
(имеет Междуведомственный научно-технич. совет по комплексным проблемам
охраны окружающей природной среды и рациональному использованию природных
ресурсов); Мин-во с. х-ва СССР; Мин-во мелиорации и водного х-ва СССР;
Мин-во геологии СССР; Гос. комитет по надзору за безопасным ведением работ
в пром-сти и горному надзору при Сов. Мин. СССР (Госгортехнадзор СССР);
Гос. комитет лесного х-ва Сов. Мин. СССР; Мин-во рыбного х-ва СССР; Мин-во
здравоохранения СССР; Гл. управление гидрометеорология, службы при Сов.
Мин. СССР; Мин-во химич. и нефт. машиностроения СССР. Специализированные
органы по О. п. имеются и в союзных республиках.
в СССР многие н.-и. учреждения АН СССР, Гидрометеорологич. службы, ВАСХНИЛ
и различных ведомств, ун-ты и др. вузы, а также заповедники, имеющиеся
в различных природных зонах СССР. Основы О. п. включены в учебные
программы средних школ, мн. техникумов, учебных ин-тов и ун-тов.
о природе среди населения с помощью печати, радио, телевидения. Большую
работу ведут обществ. организации - добровольные общества О. п. союзных
республик и прежде всего Всероссийское (см. Охраны природы общества),
Моск.
и др. об-ва испытателей природы; Географич. об-во, Всесоюзное общество
"Знание" и др. Организуются народные ун-ты и факультеты О. п. СССР принимает
активное участие в международных мероприятиях по О. п., а также в совместных
действиях с др. странами.
на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верх. Совета СССР и Верх.
Совета РСФСР 22 дек. 1972 в связи с 50-летием образования СССР, отмечено
большое значение для человечества борьбы против опасности, связанной с
нарастающим ухудшением природных условий, отравлением воздуха, морей и
рек, загрязнением городов. Участники заседания призвали народы Земли объединить
и активизировать усилия во имя сохранения и восстановления среды, окружающей
человека. Е. К. Фёдоров.
Правовые проблемы О. п. В сов. законодательстве
под правовой О. п. понимается совокупность всех юридич. мероприятий, направленных
на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий.
В других странах правовая О. п. иногда понимается в более узком смысле
- как сохранение достопримечательностей природы, особо ценных или уникальных
природных объектов, а охрана всех остальных природных объектов включается
в понятие охраны окружающей среды; в совр. период О. п. в широком смысле
и охрана окружающей среды всё чаще рассматриваются как тождественные понятия.
О. п. была впервые проведена Петром I, к-рый ввёл жёсткую регламентацию
рубок леса в интересах правильного ведения лесного х-ва и учредил службу
лесного контроля. Нек-рые виды деревьев (дуб, вяз, карагач и др.), водоохранные
леса были объявлены заповедными. Указом 1719 были предусмотрены строгие
меры наказания за засорение Невы и др. рек. В конце 19 в. были приняты
законы о сбережении лесов (1888), об охоте (1892) и др. Однако развитие
капитализма на рубеже 19 и 20 вв., вызвавшее быстрый рост пром-сти и освоение
новых земель, повлекло за собой нарушение многих правил О. п., в погоне
за прибылью частные предприниматели хищнически эксплуатировали природные
богатства, нанося значит. ущерб стране.
гос. задача. Сразу после победы Великой Октябрьской социалистич. революции
был издан ряд законодательных актов; основополагающий среди них - принятый
26 окт. 1917 2-м Всероссийским съездом Советов по предложению В. И. Ленина
Декрет
о земле. Затем были изданы декрет ВЦИК от 27 мая 1918 "О лесах", декреты
СНК РСФСР от 20 марта 1919 "О лечебных местностях общегосударственного
значения", от 14 мая 1919 "О недрах земли", от 24 мая 1921 "Об охране рыбных
и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море", от 16 сент.
1921 "Об охране памятников природы, садов и парков" и др. Все эти декреты
отражали ленинские принципы О. п.: гос. решение проблем О. п., создание
системы контрольно-надзорных органов, заповедников, организация рационального
природопользования, учёт интересов будущих поколений в использовании природных
богатств, ответственность за неправильное отношение к природе; эти принципы
реализуются и в совр. природоохранительном законодательстве.
п. осуществляется законами об О. п. союзных республик, законами Союза ССР
и союзных республик о земле, водах, здравоохранении и др. Законы об О.
п. в 1957-63 были приняты во всех союзных республиках (в Латв. ССР в 1968
принят новый закон об О. п.). Они обеспечивают комплексный подход к проблеме
охраны окружающей человека природной среды и направлены не только на сохранение
редких и ценных природных объектов, но и распространяются на все компоненты
природного комплекса (в т. ч. и находящиеся в эксплуатации). Законы устанавливают
запретительные меры в целях сохранения природных объектов, регулируют нек-рые
условия их использования, предусматривают про-филактич. меры по О. п.,
порядок их планирования, финансирования, контроля за их исполнением.
Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (в их развитие в союзных
республиках приняты законы о здравоохранении), определяющие совокупность
сан.-гигиенич. требований (в т. ч. к почвам, воздушному и водному бассейнам),
к-рым должны удовлетворять условия труда, быта и отдыха населения. Основы
земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968) и респ.
земельные кодексы регулируют всю совокупность вопросов использования и
охраны земель как сельскохозяйственных, так и всех других категорий (см.
Земельное
право). Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик
(1970) и водные кодексы союзных республик охватывают комплекс вопросов,
связанных с обеспечением рационального использования и охраны водных ресурсов
- поверхностных и подземных (см. Водное законодательство). Лесное законодательство
регулирует
порядок использования лесных богатств, обеспечивающий рациональное использование
лесов и их защиту.
содержатся в пост. Сов. Мин. СССР и Сов. Мин. союзных республик, регулирующих
вопросы эксплуатации отд. видов природных ресурсов и природной среды в
целом для нужд добывающей и обрабат. пром-сти, с. х-ва, энергетики, транспорта,
градостроительства, науч. экспериментирования и т. п. Нек-рые постановления
пр-ва СССР специально определяют долгосрочные программы мер по охране важнейших
элементов природной среды или направлены на охрану благоприятных природных
условий тех или иных территорий, водных бассейнов, горных систем и т. п.,
имеющих особое значение.
об О. п. одной из важнейших задач Сов. гос-ва. 29 дек. 1972
пост. "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов",
обязавшее парт. и сов. органы установить систематич. контроль за проведением
работ по борьбе с эрозией почв, правильным использованием земель, вод,
лесов, недр и др. природных богатств, за соблюдением действующих правил
и норм по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и засоления
почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных
функций лесов, водорегулирующей роли торфяных массивов, по сохранению и
воспроизводству животного и растительного мира, по предотвращению загрязнения
атм. воздуха. С 1974 введено планирование мероприятий по О. п., как составных
частей текущих и перспективных планов развития нар. х-ва СССР.
в первую очередь обязанностью тех предприятий, учреждений, орг-ций и граждан,
к-рые эксплуатируют природные богатства или по роду своей деятельности
оказывают воздействие на состояние природной среды. Законодательство предусматривает
их обязанность соблюдать все предписываемые законом меры по О. п., выделять
потребные для этих целей материальные средства, проводить соответствующие
работы и т. д. Материальный ущерб, причинённый невыполнением требований
О. п., подлежит возмещению, а должностные лица и граждане, нарушившие законы
об охране окружающей среды, несут ответственность в установленном порядке,
вплоть до уголовной ответственности.
общие законы об О. п. и законы об охране отдельных элементов окружающей
природной среды. В Болгарии, ГДР, Польше образованы спец. министерства
охраны
окружающей среды. В Чехословакии эти вопросы на федеральном уровне подведомственны
Мин-ву строительства и техники, в республиках имеются правительств. советы
по вопросам окружающей среды. В Венгрии функции управления в области О.
п. возложены в основном на Мин-во строительства и архитектуры.
среды принимает характер стихийного бедствия и создаёт серьёзные препятствия
для процесса воспроизводства, что вынуждает бурж. гос-ва принимать меры
по О. п. В развитых капиталистич. странах разработаны и действуют нац.
программы борьбы с ухудшением окружающей среды, предусматривающие активные
меры воздействия на источники нарушения её целостности, вплоть до полного
устранения отдельных источников загрязнения или вредных отходов произ-ва.
Так, в США в 1969 был принят закон о нац. политике в области охраны окружающей
среды и разработаны долгосрочные программы борьбы против загрязнения атмосферы,
водоёмов и почвы производств. и бытовыми отходами. Предусмотрены предупредит.
меры по ограждению окружающей природы от отрицат. влияния деятельности
людей. При президенте США образован консультативный орган - Совет по качеству
окружающей среды, создано также федеральное Агентство по охране окружающей
среды, наделённое широкими полномочиями по контролю за выполнением лриродоохранит.
требований законодательства.
и др. странах образованы специализированные мин-ва и ведомства по контролю
и регулированию деятельности в области охраны окружающей среды, внесены
соответствующие изменения в законодательство и систему гос. управления
в этой области, приняты законы по борьбе с загрязнениями; установлены правила
эксплуатации отдельных видов природных богатств, частично ограничивающие
произвол капиталистич. предпринимателей .
п.- важная отрасль междунар. сотрудничества, занимающая большое место в
деятельности ООН. В июне 1972 в Стокгольме состоялась конференция ООН по
окружающей среде, наметившая нек-рые общие принципы междунар. сотрудничества
в этой области. 15 дек. 1972 27-я сессия Ген. Ассамб-леиООН приняла резолюцию
об органи-зац. и финанс. мероприятиях по междунар. сотрудничеству в вопросах
охраны окружающей среды, учредила Совет управляющих спец. органа - "Программы
ООН по окружающей среде" (ЮНЕП). На 1-й сессии Совета управляющих в июне
1973 (с участием СССР и др. социали-стич. гос-в) был обсуждён "План действий
в области окружающей среды", принятый на Стокгольмской конференции 1972,
определены осн. направления междунар. сотрудничества (охрана здоровья и
благосостояния человека; охрана почв и вод и борьба с распространением
пустынь; образование, проф. подготовка и информация в области О. п.; торг.,
экономич. и технологич. аспекты; защита Мирового океана; охрана растительности,
диких животных и генетич. ресурсов; проблемы энергетич. ресурсов).
в междунар. масштабе. Со всеми гос-вами, имеющими общую границу с Сов.
Союзом, заключены двусторонние соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства,
карантина и защиты растений, а с МНР и КНР, кроме того, соглашения по борьбе
с лесными пожарами. В договорах о режиме гос. границы, сотрудничестве и
взаимной помощи по пограничным вопросам, заключённых СССР с сопредельными
гос-вами, имеются положения о комплексной О. п. и сохранении отдельных
видов природных ресурсов в пограничных р-нах.
и улучшению благоприятных природных условий осуществляют члены СЭВ. Комплексная
программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития
социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ (1971) предусматривает
разработку мероприятий по О. п. В соответствии с соглашением о научно-технич.
сотрудничестве по комплексной проблеме "Разработка мероприятий по охране
природы" от 28 апр. 1971 нац. орг-ции социалистич. стран осуществляют совместные
науч. работы по проблемам: гигиенич. аспекты О. п., охрана биогеоценозов;
защита атмосферы от загрязнения; охрана водных ресурсов; ликвидация и утилизация
бытовых и пром. отходов; социально-экономич., организационно-правовые и
пед. аспекты О. п. (в т. ч. правовые вопросы междунар. охраны природы).
усилий по охране окружающей среды является установление сотрудничества
СССР с США на основе соглашений от 23 мая 1972 и 3 июля 1974, к-рые предусматривают
двустороннее сотрудничество, разработки мер по предотвращению заражений,
изучение их воздействия на окружающую среду, разработку основ регулирования
влияния человеческой деятельности на природу, а также создание на территориях
обеих стран естеств. зон - биосферных заповедников для сохранения ценных
пород растительного и животного мира, для проведения науч. исследований
по охране окружающей среды.
работе ряда специализированных учреждений ООН и др. неправительств. междунар.
орг-ции, занимающихся различными аспектами проблемы природной среды (Спец.
комитет по проблеме окружающей среды, Междунар. союз биологич. наук, Междунар.
союз охраны природы и природных ресурсов и др.); они внесли существенный
вклад в реализацию таких мероприятий, как Международное гидрологическое
десятилетие, Международный геофизический год, биологич. программа,
долгосрочная программа ЮНЕСКО "Человек и биосфера", в разработку нек-рых
междунар. природоохранит. документов (в т. ч. Список нац. парков и адекватных
им территорий стран - членов ООН, Красную книгу о редких видах животных
и растений, к-рым угрожает исчезновение, Междунар. союза охраны
животных, конвенции по охране водноболотных угодий, по охране природы и
природных ресурсов Африки). О. С. Колбасов, Н. И. Краснов Лит.: Брежнев
Л.И., Отчётный доклад ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского
Союза, М., 1971; Кириллин В. А., О мерах по дальнейшему улучшению охраны
природы и рациональному использованию природных ресурсов, "Правда", 1972,
20 сентября; О мерах но дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному
использованию природных ресурсов. Постановление Верховного Совета СССР,
там же, 21 сентября; К народам мира, "Правда", 1972, 24 дек.; Благосклонов
К.Н., Иноземцев А.А., Тихомиров В. Н., Охрана природы, М., 1967; Гладков,
Проблема охраны природы и её народнохозяйственное значение, М., 1968; его
же, Охрана природы в первые годы Советской власти, М., 1972; ?фремов Ю.
К., Природа на службе общества, М., 1968; Парсон Р., Природа предъявляет
счет, пер. с англ., М., 1969; Лаптев И. П., Научные основы охраны природы,
Томск, 1970; Чичварин В. А., Охрана природы и международные отношения,
М., 1970; Охрана природы. Сб. нормативных актов, под ред. В. М. Блинова,
М., 1971; Уатт К., Экология я управление природными ресурсами, пер. с англ.,
М., 1971; Б уд ы ко М. И., Влияние человека на климат, Л., 1972; Фёдоров
Е. К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972; Банников А. Г., "Красная
книга природы, "Природа", 1972, № 4; Использование и охрана природных ресурсов.
Тр. Межправительственной конференции по рациональному использованию и охране
ресурсов биосферы, пер. с англ., М., 1972; Общество и природа, "Вопросы
философии", 1973, № 4, с. 42- 56; Эренфелд Д., Природа и люди, пер. с англ.,
М., 1973; Герасимов И., Будыко М., Актуальные проблемы взаимодействия человека
и природы, "Коммунист", 1974, № 10; Коммонер Б., Замыкающийся круг, [пер.
с англ.], Л., 1974.