ПАВЕЛ
в христианской мифологии
один из апостолов. Согласно "Деяниям апостолов", П. родился
в Тарсе в иудейской семье, был ревностным гонителем христиан, затем в результате
"чуда на пути в Дамаск" (явление света и голоса с небес) перешёл в христианство,
сменив прежнее имя Савл на П. В дальнейшем проповедовал христианство в
М. Азии, Греции, Риме, Испании. Церковь относит смерть П. ко времени гонений
Нерона на христиан (ок. 65 н. э.); приписывает ему 14 посланий, входящих
в Новый завет.
Вопрос о времени написания посланий и авторстве
П. решается в лит-ре по-разному. Мн. исследователи (среди них сов. учёные
Р.Ю. Виппер, Я.А. Ленцман, И. А. Крывелёв) отвергают авторство П., рассматривая
его как мифич. фигуру, послания же датируют сер. 2 в. н. э. Сов. историк
С. И. Ковалёв, оставляя вопрос об авторстве П. открытым, допускал историчность,
реальное существование П. Даже в богословской лит-ре признаётся, что "Послание
Павла иудеям" П. не принадлежит, а приписываемое ему авторство "Пастырских
посланий" и ряда др. вызывает сомнение. Т. н. переписка П. с Сенекой (рим.
философом 1 в. н. э.)- безусловно более позднего происхождения, составлена
в 4 в. В "Посланиях Павла" выражена тенденция к радикальному разрыву с
иудаизмом (получившая в лит-ре назв. паулинизма), противоположная др. тенденции
- сохранить в христианстве нек-рые элементы иудаизма (петринизм); в них
наблюдается отход от бунтарских настроений первоначального христианства
(признаются земные власти, второе пришествие Христа отодвигается на неопределённый
срок). А.П. Каждая.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я