ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА сочинения
разных жанров на языке пали, возникшие в нач. н. э. в Индии и на
о. Шри-Ланка, а затем, по мере распространения буддизма, в Бирме, Таи,
Лаосе, Камбодже. П. л. в целом является буддийской. Её ядро составляет
буддийский канон - "Типитака". Существуют др. версии канона (санскр., пракрит.,
тибет., кит. и т. д.), но палийская, связанная с сектой тхеравадинов, является
наиболее полной и образует огромную по объёму и разнообразию жанров и тем
лит-ру. В него входят разделы: "Виная-питака", "Абхидхамма-питака" и "Сутта-питака".
"Виная-питака"- правила поведения буддиста, организация ранней буддийской
общины; "Абхидхамма-питака"- изложение основ буддийского учения дхаммы;
"Сутта-питака" принадлежит к наиболее замечат. частям канона по широте
содержания, разнообразию жанров и стилей, высоким художеств. достоинствам.
"Сутта-питака" состоит из пяти осн. частей - "Дигха-никая", "Маджджхима-никая",
"Самъютта-никая", "Ангуттара-никая", "Кхуддака-никаяк Из отд. произв. этого
собрания выделяются "Дхаммапада" - высокохудожеств. сб. стихотворных изречений,
"Сутта-нипата" - одна из старейших частей канона (изложение мыслей Будды
о "пути к спасению"), "Джатаки" (ок. 550 рассказов-легенд, гл. обр. фольклорного
происхождения о перевоплощениях Будды), сб-ки древней, буддийски окрашенной
лирики "Тхера-гатха" и "Тхери-гатха", "Махапариниббанасутта" (рассказывающая
о последних днях и смерти Будды), "Дхаммачаккаппаваттанасутта" (содержащая
знаменитую Бенаресскую проповедь Будды) и т. д. К канону тесно примыкает
"Паритта" - антология текстов, используемых при заклинаниях и магич. действиях.
Из неканонич. лит-ры выделяются шедевр мировой филос. лит-ры "Милиндапаньха"
(не ранее кон. 2 в.), ист. хроники - "Дипаванса", "Махаванса" и "Чулаванса",
излагающие события истории о. Шри-Ланка. С 5 в. начинается период расцвета
П. л. на о. Шри-Ланка, связанный с появлением огромной комментаторской
лит-ры. Среди комментаторов канона выделяется Буддхагхоша; его знаменитая
работа "Висуддхимагга" ("Путь к очищению") - компендиум буддийской догматики
и философии. Известностью пользовались также Буддхадатта (автор пяти руководств
к канону) и Дхаммапала. В 12 в. начался новый период в истории П. л.: "Джиначарита"
(поэма о Будде), труды по грамматике, лексике и просодии Каччаяны и Моггаланы,
вторичная комментаторская лит-pa и т. п. В Бирме и странах Индокитая П.
л. начала развиваться позже и в значит. степени в зависимости от соответствующих
соч., созданных на о. Шри-Ланка. Как одна из великих лит-р прошлого, П.
л. изучается в Европе, США, Индии, на о. Шри-Ланка, в Индокитае и Японии.


Лит.: Минаев И. П., Очерк фонетики
и морфологии языка пали, СПБ, 1872; Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н.,
Язык пали, М., 1965 (лит.); Bode , The Pali literature of Burma, L., 1905;Ralalasekera
G. P., Pali literature of Cevlon, L., 1928; L a w B. Ch., A history of
Pali literature, v. 1-2, L., 1933; Санкритьяян Р., Пали сахитья ка итихас,
Лакхнау, 1963; Warder А. К., Pali Metre, L., 1967. Т. Я. Елизаренкова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я