ПАЛЛАДИАНСТВО
направление в европейском
зодчестве 17-18 вв., развивавшее (в рамках классицизма) принципы, заложенные
в творчестве Палладио. Созданные последним типы гор. дворца, церкви,
виллы в силу строгой упорядоченности и вместе с тем необычайной гибкости
применённых в них композиц. приёмов и ордерных систем обрели высокую авторитетность
для зодчих, настроенных против аффектированности и иррационализма барокко;
особое значение в распространении идей Палладио имел его трактат "Четыре
книги об архитектуре" (1570). Первым представителем П. считается В. Скамоцци,
завершивший нек-рые постройки Палладио. В 17 в. П. находит наиболее последовательное
выражение в зодчестве Англии (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет
П. приходится на 18 в., когда англ. (Р. Бойл - лорд Берлингтон, У.Кент,
К. Кэмпбелл, позднее- Дж. Пейн и У. Чеймберс) и испытавшие их влияние нем.
(Г.В. Кнобельсдорф, Ф. В.Эрдсмансдорф) зодчие возводят здания (преим. загородные
виллы), отмеченные изяществом лаконичного декора, целесообразностью и комфортабельностью
планировки , органич. связью с окружающей средой (пейзажные парки). В России
палладианские постройки появились в 80-90-х гг. 18 в.; в большинстве своём
они отличаются интимностью и изысканной простотой. Черты П. проявились
в творчестве Ч. Камерона, Дж. Кваренги, Н. А. Львова.
Палладианство. У. Кент. Усадебный дом
Холкем-холл (Норфолк, Англия). 1734. Южный фасад.
Палладианство. Н. А. Львов и др. Усадебный
дом в с. Знаменском (Раёк; Калининская обл. РСФСР). Начат в 1787.
Лит.: Ильин М., Наследие Палладио
и русская архитектура конца XVIII века, "Архитектура СССР", 1938, № 10;
его же, О палладианстве в творчестве Д. Кваренги и Н. Львова, в сб.: Русское
искусство XVIII века, М., 1973, с. 103-108; Всеобщая история архитектуры,
т. 7, М., 1969; Wittkower R., Palladio and palladianism, L., 1974.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я