ПАЛЛАДИО
(Palladio; собственно -
ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11. 1508, Падуя (?), - 19. 8.1580, Виченца·],
итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню
в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в стр-ве
его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архит.
и разностороннее гуманистич. образование. Для обмера антич. памятников
ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Иск-во П., основанное
на глубоком изучении антич. зодчества и впитавшее влияния венецианской
ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения.
Первое значит. произв. П.- т. н. Базилика в Виченце: П. обстроил дворец
Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей
рим. величавость с венецианской свободой и ритмич. богатством. Там же П.
возвёл многочисл. дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, илл. см. т. 5, стр.
130, - оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; т. н. лоджия дель
Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки
с ордерным оштукатур. фасадом. Антич. ордер становится для П. не столько
незыблемым нормативом архит. образа, сколько материалом для многообразнейших
вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия
строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу
кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение.
С этим связано частое использование т. н. большого ордера, охватывающего
неск. этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо
и добавив к ним много новых, П. добивался естеств. связи фасада с планом
(преодолевая контраст фасада и внутр. двора, характерный для палаццо Высокого
Возрождения), а всего здания в целом - с гор. застройкой. Концепция открытой
архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой
проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы
(виллы: "Ротонда" близ Виченцы, 1551- 1567, окончена в 1580-91 арх. В.
Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560-70, илл. см. т. 5,
табл. III, стр. 48-49). В церк. зданиях, принадлежащих к позднему периоду
его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565-80, илл.
см.т. 4, стр. 511; Иль Реденторе, окончена в 1592, илл. см. т. 5, табл.
IX, стр. 448), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически
соединить мотив антич. храмового портика с базиликальным внутр. пространством,
исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580-85, окончен
арх. В. Скамоцци), являющемся одним из первых театр. зданий нового времени,
амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися
в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом "Четыре
книги об архитектуре" (1570), где описал осуществлённые и неосуществлённые
замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников антич. зодчества
(истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал
трактат "Римские древности" (1554) и "Комментарии к Юлию Цезарю" (1575).
П. оказал огромное влияние на развитие европ. зодчества, вызвав к жизни
течение в классицизме 17-18 вв. (см. Палладианство).
А. Палладио.
Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре,
2 изд., М., 1938.
Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце,
в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры,
т. 5, М., 1967, с. 290-308; Bolletino del Centre di studi d 'architettura
"Andrea Palladio", с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino,
1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966. Соколов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я