ПАМФЛЕТ
(англ. pamphlet), публицистическое
произв., непосредственная цель и пафос к-рого - конкретное, гражданское.
преим. социально-политич. обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр
публицистики
П.-
"эпиграмматическое произведение" (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен
и предназначен для прямого воздействия на обществ. мнение; его стиль отличается
броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик,
экспрессией (ему присущи как ирония, сгущённая до сарказма, так
и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято
называть пасквилем.
П. как таковой появился в пору Позднего
Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистич. произв. создавались
ещё в эпоху античности, напр. "Лжец..." Лукиана); широкий резонанс имели
памфлеты М. Лютера, Эразма Роттердамского, Т. Мурнера. По
мере усиления политич. направленности религ. коллизий П. насыщался социальным
содержанием; таковы многочисл. образцы П. времён Английской революции 17
в. (Дж. Мильтон, Дж. Лилберн, Дж. Уинстэнли), а позже
- памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта, В эпоху Просвещения П. (в
первую очередь у Вольтера) стал сильным политич. оружием энциклопедистов,
а
затем деятелей Великой франц. революции (знаменитый П. "Что такое третье
сословие" Сьейеса). Среди многочисл. образцов П. 19-20 вв. можно назвать
"Памфлет о памфлетах" (1824) П. Л. Курье, "Менцель-французоед" (1837) Л.
Берне, "Современные памфлеты" (1850) Т. Карлейля, "Наполеон Малый" (1852)
В. Гюго, "Я обвиняю" (1898) Э. Золя, антифаш. памфлеты Г. Манна и Э. Э.
Киша, "Левацкий шик" (1971) Т. Уолфа и др.
В России авторами П. выступили А. Н. Радищев
(отд. главы "Путешествия из Петербурга в Москву", 1790), В. Г. Белинский
("Письмо к Н. В. Гоголю", 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники,
Л. Н. Толстой ("Не могу молчать"). Образцы П., обличающих противников социалистич.
идеологии, создали К. Маркс ("Господин Фогт"), В. И. Ленин ("Памяти графа
Гейдена"), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький. Памфлетность выступает
характерной чертой тех остросатирич., разоблачит. художественных произведений,
к-рые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политич. установки автора,
непосредственно подчиняющие пародийно-обличит. заданию всю образную структуру
произв. (в таких случаях приняты обозначения "роман-П.", "пьеса-П.", "П.-очерк"
и т. д.). Таковы мн. утопич. (начиная с "Утопии" Т. Мора) и антиутопич.
романы (в т. ч. "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Прекрасный новый мир"
О. Л. Хаксли), "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина, "Карьера Артуро
Уи" Б. Брехта, "Трест Д. Е." И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского
"Моё открытие Америки" и его стихи о "советских помпадурах", роман "У нас
это невозможно" (1935) С. Льюиса.
Лит.: Озмитель Е., Советская сатира.
Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970;
Waugh, The pamphlet library, v. 1 - 4, L., 1897-98. В.А. Калашников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я