ПАМЯТНИК
1) в широком смысле -
объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность
П. истории и культуры включает предметы, являющиеся (или способные быть)
объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологич. признакам
П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические
памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального иск-ва.
К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познават. или историко-художеств.
значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей
общегос. значения и представляет собой существ. часть идеологич. воспитания.
2) В узком смысле - произведение искусства,
созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося
средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного
обществ. воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но
и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение
его значит. числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства
- необходимая черта художеств. П. независимо от его типа.
Прототипами П. были погребальные сооружения
древнейших человеческих обществ - мегалиты и курганы, а также
обелиски,
пирамиды и т. д. В последующие эпохи гробницы и
надгробия
нередко
исполняли роль П., однако обычно под П. в узком смысле подразумевают произв.,
в к-рых мемориальная функция отчётливо преобладает над погребальной или
культовой (хотя последние могут и не исключаться).
В античности были созданы основные композиц.
типы П., развивавшиеся и в последующее время: аллегорич. илипортретные
статуи и скульпт. группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в
Афинах, 477 до н. э.; илл. см. т. 7, табл. XXVIII, стр. 288-289), конные
статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена
на пл. Капитолия в Риме; илл. см. т. 1, стр. 73), стелы, арки триумфальные,
триумфальные
колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, арх. Аполлодор из Дамаска). Широкое
распространение обособленных скульпт. П., прославляющих определ. человеческую
личность, начинается в Др. Греции; в иск-ве эллинизма и Др. Рима фигуры
в подобных монументах уже значительно индивидуализируются. Антич. П. помещались
первоначально на священных участках, а с 6 в. до н. э.- в центрах гор.
жизни (напр., на агорах). П. Др. Рима, в особенности триумфальные арки
и колонны, стали важными элементами пространств. композиции площадей-форумов.
Наиболее характерные виды П. в ср.-век. Европе - кресты, отмечавшие те
или иные памятные места, а также (преим. на 3.) скульпт. изображения донаторов
в
церквах. Традицией мн. стран (в т. ч. допетровской Руси) было увековечение
памяти о выдающихся событиях возведением культовых построек (Василия
Блаженного храм в Москве, воздвигнутый в честь победы над Казанским
ханством).
Итал. мастера кватроченто, опираясь
на др.-рим. наследие, вновь создают чисто светские монументы, иногда -
свободно стоящие (конные статуи кондотьеров: Гаттамелаты в Падуе, бронза,
1447-53, скульптор Донателло, илл. см. т. 8, табл. XVIII, стр. 512-513;
Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель
Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности, наметившиеся в П. маньеризма,
усиливаются
в эпоху барокко и классицизма, когда П. (как правило, прославляющие
монархов или полководцев) нередко играют важнейшую роль в гор. застройке
(П. Петру I, "Медный всадник", в Петербурге, бронза, 1768-78, открыт в
1782, скульптор Э. М. Фальконе).
В период позднего классицизма, или ампира,
вновь получают распространение архит. монументы, обычно посвящённые воен.
победам (арка на пл. де Голля в Париже, 1806-37, арх. Ж. Ф. Шальгрен, илл.
см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529; Александровская колонна в Ленинграде).
Со 2-й пол. 18 в. всё чаще сооружаются П. выдающимся обществ. деятелям
и творч. личностям (памятники: И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55,
скульптор П. К. Клодт, илл. см. т. 13, стр. 507; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру
в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель), иногда камерные по характеру,
рассчитанные на чисто ландшафтное окружение. С 19 в. большой популярностью
пользуются также П. лит. героям. Сама организация постановки П. существенно
меняется: если ранее вопросами сооружения П. ведали исключительно гос.
учреждения (в России - Мин-во двора), то в 19 в. отд. П. создаются на средства,
собранные различными обществ. к-тами и комиссиями (напр., памятник А. С.
Пушкину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин,
арх. П. С. Богомолов; илл. см. т. 17, табл. I, стр. 16).
Нарастание психологич. конкретности образа
в скульпт. П. 19 в. порой сочетается с утратой монументальности и ансамблевой
связи с архитектурой. Вместе с тем в кон. 19 - нач. 20 вв. возникает ряд
гигантских, подавляющих своими масштабами монументов, отражающих рост империалистических
тенденций (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901- 1906, скульптор
X. Ледерер). Усиление общественно-политич. роли пролетариата отражается
в П., славящих труд ("Памятник труду" в Брюсселе, бронза, с 1880-х гг.,
открыт в 1930, скульптор К. Менье). В 20 в. особую актуальность обретает
идея архитектурных и архитектурно-скульпт. мемориальных сооружений,
как
правило, посвящённых памяти жертв 1-й и 2-й мировых войн. Трагич. события
и героич. свершения военных лет послужили стимулом для создания ряда монументов,
преодолевающих стилистич. консерватизм мн. П. 19 и 20 вв. и отмеченных
острой экспрессивностью, метаморфич. насыщенностью образов [П. "Разрушенный
город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; П. героям Варшавы
("Варшавская Нике") в Варшаве, бронза, 1964, скульптор М. Конечный]. Интенсивно
развивается новый тип неизобразит. П., лишённого аллегорич. или портретных
фигур и близкого по духу к архитектуре малых форм (П. жертвам 2-й мировой
войны 1939-45 в Милане, нержавеющая сталь, пластмасса, 1948, коллектив
БПР).
С первых лет Сов. власти проблема сооружения
П., наглядно раскрывающих историю развития революц. идей и передающих пафос
социалистич. переустройства общества, рассматривалась как одна из важнейших
задач иск-ва (это воззрение с наибольшей силой выразилось в ленинском плане
монументальной
пропаганды). Если ранние советские П. чаще всего были невелики по размерам
и по характеру близки станковой скульптуре, то для монументов 1920-30-х
гг. типичны решения, способствующие более активному включению П. в гор.
ансамбль или окружающую природу (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской
ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, арх. С. Е. Чернышёв),
многофигурные композиции, поясняющие осн. мысль П. с помощью дополнит.
образов (памятник Т. Г. Шевченко в Харькове, бронза, гранит, открыт в 1935,
скульптор М. Г. Манизер, арх. И. Г. Лангбард; илл. см. т. 15, табл. XXIII,
стр. 288-289). Особенно широка программа сооружения П., посвящённых подвигу
сов. народа в Великой Отечеств. войне 1941-45; наряду с многочисленными
мемориальными сооружениями воздвигнуты П., включающие реальные предметы
(танки, арт. орудия, самолёты), а также портретные монументы. Важную роль
в патриотич. воспитании играет и практика создания бюстов дважды Героев
Сов. Союза и дважды Героев Социалистич. Труда. В 1960- 1970-е гг. возросшие
масштабы гор. пространств предопределяют укрупнённую более лаконичную пластику
скульпт. П., иногда - использование символич. неизобразит. форм. Необычайно
многообразна тематика сов. П.: посвящённые выдающимся лицам и событиям
прошлого и современности, они в совокупности представляют собой образную
летопись наиболее прогрессивных тенденций в истории и культуре. Среди примечательных
монументов 1950-70-х гг. - пам. А. С. Пушкину в Ленинграде (бронза, гранит,
открыт в 1957, скульптор М. К. Аникушин, арх. В. А. Петров), В. В. Маяковскому
в Москве (бронза, гранит, открыт в 1958, скульптор А. П. Кибальников; илл.
см. т. 12, стр. 74), К. Марксу в Москве (гранит, открыт в 1961, скульптор
Л. Е. Кербель, арх. Р. А. Бегунц и др.; илл. см. т. 12, стр. 57), В. И.
Ленину в Кремле (бронза, гранит, лабрадорит, открыт в 1967, скульптор В.
Б. Пинчук, арх. С. Б. Сперанский; илл. см. т. 13, табл. XIX, стр. 368-369),
В. И. Ленину на пл. Ильича в Москве (бронза, гранит, открыт в 1967, скульптор
Г. Йокубонис, арх. В. Чеканаускас; илл. см. т. 11, стр. 79), В. И. Ленину
в Берлине (гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, арх.
Й. Нетер). К
Лит.: Бринкман А. Э., Площадь и
монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Круглова
М., Монументы в архитектуре городов, М., 1952; Монументы СССР. [Фотоальбом],
М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М.,
1972; Советская скульптура наших дней, [1960-1970, Сб. ст.], М., 1973;
Еllеnius, Den offentliga konsten och ideologierna, Stockh., 1971; Ке11ег
U., Reitermonumente absolutistische Fursten, Munch.-Z., 1971.
А. В. Иконников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я