ПАНАМСКИЙ КАНАЛ

ПАНАМСКИЙ КАНАЛ искусственный водный
путь на терр. Панамы в Центр. Америке, пересекающий Панамский перешеек
в его наиболее низкой части и связывающий Атлантич. и Тихий океаны. Один
из важнейших трансп. водных путей междунар. значения. Проходит в пределах
особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала
зона).
Идея прорытия канала относится к нач. 16 в., но лишь с развитием
капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США
навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав к-рой входила терр. Панамы)
договор, по к-рому получили право беспошлинного транзита через Панамский
перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центр. Америке,
США заключили Клейтона - Булвера договор 1850, по к-рому стороны
отказались приобретать исключит. права на будущий канал и обязались гарантировать
его нейтралитет. Воспользовавшись англо-амер. противоречиями, Франция в
1879 учредила "Всеобщую компанию межокеанского канала", однако невиданная
коррупция превратила стр-во П. к. в скандальную авантюру (см. "Лакала")
и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898 усилила
стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Зап. полушарии.
В 1901 они заключили с Великобританией новый договор (см. Хея - Паунсфота
договор 1901),
согласно к-рому США получили исключительное право сооружения
П. к. Воспользовавшись нац.- освободит. движением Панамского народа, США
поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве
т. н. компенсации получили у Панамы зону для стр-ва канала. В 1904 воен.
мин-во США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П.
к. 15 авг. 1914, но офиц. открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после
чего канал фактически вступил в строй. Длина П. к. 81,6 км, в т.
ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской
бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне
проходит по долине р. Чагрес, на к-рой создано искусств. оз. Гатуи, а на
тихоокеанском занимает долину р. Рио-Гранде. Наименьшая Выс.водораздельного
массива Кулебра 87 м над уровнем океана. Наименьшая шир. по дну
после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась
с 91,5 м почти до 150 м. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5
м.
Водораздельный
участок П. к., б. ч. к-рого проходит по оз. Гатун и Кулебрской выемке,
лежит на Выс.25,9 м над ср. уровнем океана. На П. к. имеется 6 ступеней
(по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305x33,5 м.
Проводка
судов через шлюзы осуществляется спец. электровозами. Ср. время прохождения
через П. к. 7-8 ч, минимальное 4 ч. Ср. пропускная способность
36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в
1 сут.


П. к. избавил суда от необходимости следовать
по Магелланову прол. или вокруг м. Горн и коренным образом изменил направления
ряда важнейших мор. путей. Наибольшее значение он имеет для связей между
вост. и зап. побережьями США (и Канады), расстояние между к-рыми сократилось
в 2,5-3 раза, между вост. побережьями США и Д. Востоком, а также между
странами Лат. Америки. В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших
121 млн. т грузов, в т. ч. из Атлантич. в Тихий океан 69 млн. т
и
из Тихого в Атлантич. океан 52 млн. т. Ок. 70% приходится на грузы
, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность
П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить
суда водоизмещением более 40 тыс. т - крупные пассажирские лайнеры,
супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались
проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Спец. комиссия
в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал
на уровне океана по трассе Ла-Чоррера - Лагарто, приблизительно в 15 км
к
3. от существующего П. к. Сроки стр-ва ещё не определены. Вдоль П. к.,
между городами Панама и Колон, проходят ж. Д. и шоссе. Панама неоднократно
требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о П. к. и зоне
П. к. В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной
сессии Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация
"Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового договора
о Панамском канале". С подписанием этой декларации переговоры между Панамой
и США о П. к., ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу.

Панамский канал.


Лит.: Padelford, The Panama canal
in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal,
Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914-1939, Panama, [1940]. См.
также лит. при ст. Панама. В. М. Гохман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я