ПАНИСЛАМИЗМ
религиозно-политич.
идеология, в основе к-рой лежат представления о том, что ислам обеспечивает
наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политич.
объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос.
и политич. объединений.
Оформившись в последней четверти 19 в.
в условиях империалистич. экспансии и формирования на Востоке капиталистич.
отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феод. гос-в
и создание таких мусульм. политич. центров и политич. объединений, к-рые
могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Т.
о., в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, "...освободительное
движение против европейского и американского империализма с укреплением
позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41.
с. 166).
Первым идеологом П. был Джемальад-дин
алъ-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной
борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила
в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций
Востока, с идеями патриотич. единства населения отд. гос-в. В результате
П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколон. направленность и используется
преим. в реакц. целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида
II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколон.
содержания П. было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение),
В России П. лежал в основе бурж.-либер.
националистич. идеологии нек-рых мусульм. народов - джадидизма, а после
победы революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюц. националистов
Закавказья и Ср. Азии.
Накануне и во время 2-й мировой войны 1939-45
П. служил средством раскола нац.-освободит. движения народов Востока и
сохранения империалистич. позиций в мусульм. странах. На совр. этапе отд.
идеологи П. ещё пытаются использовать П. в антиимпериалистич. целях, однако
в целом П. вредит афроазиатской солидарности и продолжает отрицательно
сказываться на развитии обществ. мысли в мусульм. странах, затрудняя формирование
классового и нац. самосознания.
Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан.
Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов, Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская
Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М.,
1963; её же, Религии современного Востока (Идеология и политика), "Мировая
экономика и международные отношения", 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам
в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Аli М.,
Му life, Lahore, [1946]; Мalik, Moslem nationalism in India and Pakistan,
[Wash.], 1962. Л. Р. Полонская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я