ПАНТЕИЗМ
(от пан... и греч.
theos - бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин "пантеист"
был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин "П."- его противником
нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко скрывались
натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму,
представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему
теистич. религ. мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистич.
стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ К. Краузе
для
обозначения своей идеалистич. системы, чтобы отличить её от системы натуралистич.
и материалистич. П., ввёл термин "панентеизм" (от греч. pan en theo - всё
в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов
П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи содержались
уже в древнеинд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме
и в веданте),
в
древнекит. мысли (даосизм), в древне-греч. философии (Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху
политеизма ещё не было
понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним
из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.
В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства
и ислама, с определяющим для них теистич. пониманием бога как личности,
абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший
к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе,
скрытом в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались
на неоплатонич. учение об эманации. В противоположность теистич.
представлениям о божеств. сотворении мира из "ничего" пантеисты развивали
концепции вечного вневременного "порождения" природы безличным богом. Религ.
П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых
материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя,
разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католич. церкви
этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене,
сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё
типичное выражение в воззрениях И. Экхарта.
Натуралистич. тенденции П. со всё большей
силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к
П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как "бесконечный максимум"
и приближая его к природе как "ограниченному максимуму", он сформулировал
идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 -
нач. 17 вв., когда он лёг в основу большинства натурфилос. учений, противостоявших
креационизму господствовавших монотеистич. религий (в особенности у итал.
философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно).
В
этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее
сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его
тезис: "...природа... есть не что иное, как Бог в вещах" ("Изгнание торжествующего
зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе
как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.
С др. стороны, П., "...местами соприкасающийся
даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар. Реформации в Германии
Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран
Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистич.
мистика продолжала оставаться осн. руслом, по к-рому направлялось недовольство
омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися
представителями пантеистич. мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме
и
поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали
секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты.
К последним был близок Б. Спиноза, к-рый, опираясь на традицию П., разработал
материалистическую философскую систему, в которой понятие "бог" отождествлено
с понятием "природа".
В 18 в. пантеистич. воззрения развивали
под влиянием Спинозы И. В. Гёте и Г. Гердер, к-рые, в противоположность
механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические
элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как
Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, "...пытались пантеистически
примирить противоположность духа и материи" (там же, т. 21, с. 285).
Лит.: Соколов В. В., К исторической
характеристике пантеизма в западноевропейской философии, "Философские науки
(Научные доклады высшей школы)", 1960, № 4; Jasсhe G. В., Der Pantheismus
nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd 1 - 3, В., 1826 - 32; Plumptre
С. Е., General sketch of the history of Pantheism, L., 1882; Oil theу W.,
Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2, В., 1921; Siwek P., Spinoza et le
pantheisme religieux, 2 ed., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier
einer Pantheologie, В., 1951. В. В. Соколов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я