ПАПСТВО
религ. монархич. центр
католич. церкви, возглавляемый рим. папой (к-рый рассматривается в католицизме
как
преемник апостола Петра). Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда
из кардиналов, с 1523 практически лишь из итальянцев) на конклаве.
Фактически
власть П. в церкви неограниченна. Номинально в управлении церковью участвует
(по решению 2-го Ватиканского собора 1962-65) коллегия епископов (в к-рую
входит весь католич. епископат), но лишь совместно и во главе с папой.
Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. орган - синод епископов
- имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой,
к-рый (или его представители) председательствует на нём, назначает повестку
дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения;
возводит в кардинальское достоинство, в епископы; ему подчиняются генералы
монашеских орденов. Папа одновременно - неограниченный правитель государства
Ватикан,
где
находится его постоянная резиденция. В своей общественно-политич. и религ.
деятельности П. опирается на разветвлённый аппарат католич. церкви и связанные
с нею религ. и светские орг-ции, на подчинённую ему Римскую курию, на
дипло-матич. представителей Ватикана и специальных личных представителей
- легатов. Директивы, адресуемые ко всей католич. церкви или к католикам
отдельных стран, папы издают в форме энциклик.
Через епископат П.
влияет на деятельность католич. партий, христ. профсоюзов, светских католич.
орг-ций.
П. сложилось на основе рим. епископата.
По мере складывания в Европе централизованных
Изменение соотношения сил в мире после
Список пап и антипап1: Пётр,
1 Официально принятый католической
Эварист (97-105); Александр I (105-115);
1 После признания Феликса II
2 Фактически Стефан III, т.
Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928- 931);
1 "Annuario Pontificio...
Климент VII (1523-34); Павел III (1534-
Лит·: Лозинский С. Г., История папства,
Шейнман.
С сер. 2 в. в христ. общинах руководство постепенно перешло к епископам,
среди к-рых к 4 в. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными
зем. угодьями, претендовавшие как епископы столицы Рим. империи на особое
положение в церкви. Перенесение столицы Рим. империи в Константинополь
(330), затем разделение империи (395) и низложение последнего императора
Зап. Рим. империи (476) способствовали политич. самостоятельности рим.
епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в.
рим. епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. pappas - отец, наставник).
Лев I (папа в 440-461) добился от рим. императора издания эдикта о подчинении
всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В
756 благодаря дару Папина Короткого была создана
Папская область
и
положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы
"Константинов дар" (8 в.) и Лжеисидоровы декреталии
(9 в.).
П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Священной
Рим. империи". 11-13 вв.- период усиления П., использовавшего в борьбе
с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу.
Вормсский
конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над
епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059
о выборах пап только кардиналами, без участия остального духовенства и
светских магнатов, за императором оставалось лишь право последующего утверждения
папы (ранее папы, как и др. епископы, избирались духовенством и феодальной
знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор
1179 установил, что для избрания папы требуется не менее
2/
голосов участников конклава. Григорий VII (1073-85), Иннокентий III (1198-1216),
Бонифаций VIII (1294-1303) - наиболее видные борцы за папскую теократию,
претендовавшие на верховенство над светскими государями. П. поставило себя
выше церковных соборов. Стремилось распространить католицизм и за пределами
Зап. Европы, в т. ч. (безуспешно) на Руси. В кон. 11 в. П., добивавшееся
расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых
походов. Вело борьбу с антифеод. нар. движениями, носившими характер
ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. власти П. учредило в
13 в. инквизицию. Политич. роль П. в ср.-век. Европе определялась
тем, что возглавляемая им католич. церковь была в то время "...интернациональным
центром феодальной системы... Она окружила феодальный строй ореолом божественной
благодати" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22,
с. 306).
гос-в влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие т. н.
галликанство,
добивавшееся
независимости франц. католич. церкви от П. В результате поражения в борьбе
с королев. властью во Франции П. попало в зависимость от франц. королей
и под их давлением перенесло в 14 в. свою резиденцию из Рима в Авиньон
(см.
Авиньонское
пленение пап). Возвращение пап в Рим в 1377 не укрепило положения П.
Падению его авторитета способствовал "великий раскол" (1378-1417),
когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап (совр. церковь
лишь одного из них признаёт законным, а другие объявлены ею антипапами).
В
высших церк. кругах и среди представителей светских феодалов зародилось
т. н. соборное движение,
выдвигавшее идею верховенства церк. соборов
над властью пап. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба
между сторонниками соборного движения и П. закончилась победой последнего,
но реально П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация
16 в. и образование протестантских церквей (см. Протестантизм) привели
к потере позиций П. в ряде европ. стран. Несколько укрепила положение П.
Контрреформация
(особенно
Тридентский собор 1545-63). С усилением нац. гос-в в Европе П. должно было
отказаться от претензий на политич. господство над светскими государями,
оно перешло к политике поддержки светской власти в roc-вах Зап. Европы.
П. враждебно встретило бурж. революции и до сер. 19 в. оставалось опорой
феодально-монархич. сил. Со 2-й пол. 19 в. П. стало сближаться с реакц.
бурж. кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма.
Пий IX издал в 1864 "Силлабус",
в к-ром осудил демократич. свободы,
социализм, коммунизм, требовал сохранения светской власти папы. 1-й Ватиканский
собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в.,
когда обострились классовые противоречия и классовая борьба, П. изменило
политику, стремясь средствами социальной демагогии отвлечь трудящихся от
революц. борьбы. Начало этому курсу положил Лев XIII. Его энциклика 1891
("Rerum novarum") содержала элементы христианского социализма,
призывала
к сотрудничеству между трудом и капиталом, по существу же защищала частную
собственность и классовое деление общества как извечные. Антисоциалистич.
программа Льва XIII легла в основу социальной деятельности его преемников.
П. заняло враждебную позицию по отношению к Великой окт. социалистич. революции
и к Сов. гос-ву; в последующие годы деятельность П. носила открыто антикоммунистич.
характер. В 1929 папа Пий XI заключил с фаш. Италией Латеранские Соглашения,
предусматривавшие
образование папского гос-ва Ватикан; в 1930 объявил крестовый поход против
СССР, в 1933 подписал конкордат с гитлеровской Германией; в 1937 издал
энциклику против коммунизма. В 1939 папа Пий XII приветствовал победу франкистов
в Испании; в 1949 подписал декрет об отлучении от церкви коммунистов.
2-й мировой войны 1939-45 в пользу социализма, развёртывание нац.-освободит.
движения, прогресс науки привели к кризису католич. церкви. Для укрепления
позиций католицизма П. взяло курс на приспособление церкви к совр. эпохе
как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области междунар.
политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958-63).
Оставаясь противником социализма, он выступал за мир и разоружение, за
разрешение спорных международных вопросов путём переговоров, заняв более
реалистич. позиции в отношении к социалистич. странам. Эти новые тенденции
нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-1965) и
в деятельности папы Павла VI (с 1963).
апостол; Лин (67-76); Клет (Анаклет) (76-88); Климент I (88-97);
церковью. В действительности сравнительно достоверные сведения о рим. папах
(до 5 в.-епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан по
"Annuario Pontificio, citta del Vaticano", 1969.
Сикст I (115-125); Телесфор (125- 136); Игин (136-140); Пий I (140-155);
Аникет (155-166); Сотер (166-175); Элевтерий (175-189); Виктор I (189-
199); Зефирин (199-217); Каликст I (217-222); Ипполит (217-235) (антипапа);
Урбан I (222-230); Понциан (230-235); Антер (235-236); Фабиан (236-250);
Корнелий (251-253); Новациан (251 - ок. 258) (антипапа); Луций (253-254);
Стефан I (254-257); Сикст II (257-258); Дионисий (259-269); Феликс I (269-274);
Евтихий (275-283); Гай (283-296); Марцеллин (296-304); Марцелл I (308-309);
Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311-314); Сильвестр I (314-335);
Марк (336); Юлий I (337-352); Либерии (352-366); Феликс II (355-365) (антипапа);
Дамасий I (366-384); Урсин (366-367) (антипапа); Сириций (384-399); Анастасий
I (399-401); Иннокентий I (401-417); Зосима (417-418); Бонифаций I (418-
422); Евлалий (418-419) (антипапа); Целестин I (422-432); Сикст III (432-
440); Лев I (440-461); Иларий (461-468); Симплиций (468-483); Феликс III
(II)" (483-492); Геласий I (492-496); Анастасий II (496-498); Симмах (498-514);
Лаврентий (498, 501-505) (антипапа); Гормизд (514-523); Иоанн I (523-526);
Феликс IV (III) (526-530); Бонифаций II (530-532); Диоскор (530) (антипапа);
Иоанн II (533-535); Агапий I (535-536); Сильверий (536-537); Вигилий (537-
555); Пелагий I (556-561); Иоанн III (561-574); Бенедикт I (575-579); Пелагий
II (579-590); Григорий I (590-604); Сабиниан (604-606); Бонифаций III (607);
Бонифаций IV (608-615'); АдеодатI (615-618); Бонифаций V (.619-625); Гонорий
I (625-638); Северин (640); Иоанн IV (640-642); Теодор I (642-649); Мартин
I (649-655); Евгений I (654- 657); Виталий (657-672); Адеодат II (672-676);
Домн (676-678); Агафон (678-681); Лев II (682-683); Бенедикт II (684-685);
Иоанн V (685-686); Конон (686-687); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687)
(антипапа); Сергий I (687-701); Иоанн VI (701-705); Иоанн VII (705-707);
Сизиний (708); Константин (708-715); Григорий II (715-731); Григорий III
(731-741); Захарий (741- 752); Стефан II 2 (752-757); Павел
I (757-767); Константин (767-769) (антипапа); Филипп (768) (антипапа);
Стефан III (IV) (768-772); Адриан I (772-795); Лев III (795-816); Стефан
IV (V) (816- 817); Пасхалий I (817-824); Евгений II (824-827); Валентин
(827); Григорий IV (827-844); Иоанн (844) (антипапа); Сергий И (844-847);
Лев IV (847-855); Бенедикт III (855-858); Анастасий (855) (антипапа); Николай
I (858-867); Адриан II (867-872); Иоанн VIII (872-882); Марин I (882-884);
Адриан III (884- 885); Стефан V (VI) (885-891); Формоз (891-896); Бонифаций
VI (896); Стефан VI (VII) (896-897); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн
IX (898-900); Бенедикт IV (900-903); Лев V (903); Христофор (903-904) (антипапа);
Сергий III (904-911); Анастасий III (911-913); Ландон (913-914); Иоанн
X (914-928);
антипапой был изменён порядковый номер Феликса III.
к. непосредственно перед ним занимал папский престол 3 дня Стефан, к-рый
в офиц. список не включается.
Иоанн XI (931-935); Лев VII (936-939); Стефан VIII (IX) (939-942); Марин
II (942-946); Агапий II (946- 955); Иоанн XII (955-964); Лев VIII1
(963-965); Бенедикт V1 (964-966); Иоанн XII (965-972); Бенедикт
VI (973-974); Бонифаций VII (974, 984-85) (антипапа); Бенедикт VII (974-983);
Иоанн XIV (983-984); Иоанн XV (985- 996); Григорий V (996-999); Иоанн XVI
(997-998) (антипапа); Сильвестр II (999-1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн
XVIII (1004-09); Сергий IV (1009-12); Бенедикт VIII (1012-24); Григорий
(1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024-32); Бенедикт IX (1032-44); Сильвестр
III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045-46); Климент И (1046-47);
Бенедикт IX (1047-48); Дамасий (1048); Лев IX (1049-54); Виктор II (1055-57);
Стефан IX (X) (1057-58); Бенедикт X (1058-59) (антипапа); Николай II (1059-
1061); Александр II (1061-73); Гонорий II (1061-72) (антипапа); Григорий
VII (1073-85); Климент III (1084-1100) (антипапа); Виктор III (1086-87);
Урбан II (1088-99); Пасхалий II (1099- 1118); Теодорих (1100) (антипапа);
Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105-11) (антипапа); Геласий (1118-
1119); Григорий VIII (1118-21) (антипапа); Каликст II (1119-24); Гонорий
II (1124-30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130-43); Ана-клет
II (1130-38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143-44);
Луций II (1144-45); Евгений III (1145- 1153); Анастасий IV (1153-54); Адриан
IV (1154-59); Александр III (1159-81); Виктор IV (1159-64) (антипапа);
Пасхалий III (1164-68) (антипапа); Каликст III (1168-78) (антипапа); Иннокентий
III (1179-80) (антипапа); Луций III (1181- 1185); Урбан III (1185-87);
Григорий VIII (1187); Климент III (1187-91); Целестин III (1191-98); Иннокентий
III (1198- 1216); Гонорий III (1216-27); Григорий IX (1227-41); Целестин
IV (1241); Иннокентий IV (1243-54); Александр IV (1254-61); Урбан IV (1261-64);
Климент IV (1265-68); Григорий X (1271-76); Иннокентий V (1276); Адриан
V (1276); Иоанн XXI (1276-77); Николай III (1277-80); Мартин IV (1281-85);
Гонорий IV (1285-87); Николай IV (1288- 1292); Целестин V (1294); Бонифаций
VIII (1294-1303); Бенедикт XI (1303-04); Климент V (1305-14); Иоанн XXII
(1316-34); Николай V (1328-30) (антипа-па); Бенедикт XII (1334-42); Климент
VI (1342-52); Иннокентий VI (1352-62); Урбан V (1362-70); Григорий XI (1370-
1378); Урбан VI (1378-89); Климент VII (1378-94) (антипапа); Бонифаций
IX (1389-1404); Бенедикт XIII (1394-1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404-06);
Григори-й XII (1406-15); Александр V (1409-10) (антипапа); Иоанн XXIII
(1410-15) (антипапа); Мартин V (1417- 1431); Евгений IV (1431-47); Феликс
V (1439-49) (антипапа); Николай V (1447-55); Каликст III (1455-58); Пий
II (1458-64); Павел II (1464-71); Сикст IV (1471-84); Иннокентий VIII (1484-92);
Александр VI (1492-1503); Пий III (1503); Юлий II (1503-13); Лев X (1513-21);
Адриан VI (1522-23);
s" Льва VIII, возведённого на папский престол Оттоном I, в число пап не
включает, др. источники представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V - антипапой.
1549); Юлий III (1550-55); Марцелл II (1555); Павел IV (1555-59); Пий IV
(1559-65); Пий V (1566-72); Григорий XIII (1572-85); Сикст V (1585-90);
Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590- 1591); Иннокентий IX (1591); Климент
VIII (1592-1605); Лев XI (1605); Павел V (1605-21); Григорий XV (1621-23);
Урбан VIII (1623-44); Иннокентий X (1644-55); Александр VII (1655-67);
Климент IX (1667-69); Климент X (1670-76); Иннокентий XI (1676-89); Александр
VIII (1689-91); Иннокентий XII (1691-1700); Климент XI (1700- 1721); Иннокентий
XIII (1721-24); Бенедикт XIII (1724-30); Климент XII (1730- 1740); Бенедикт
XIV (1740-58); Климент XIII (1758-69); Климент XIV (1769-74); Пий VI (1775-99);
Пий VII (1800-23); Лев XII (1823-29); Пий VIII (1829-30); Григорий XVI
(1831-46); Пий IX (1846-78); Лев XIII (1878-1903); Пий X (1903-14); Бенедикт
XV (1914- 1922); Пий XI (1922-39); Пий XII (1939-58); Иоанн XXIII (1958-63);
Павел VI (с 1963).
М., 1961; Шейнман , Папство, М., 1961; его же, От Пия IX до Иоанна XXIII,
М., 1966; Заборов, Папство и крестовые походы, М., 1960; Винтер Э., Папство
и царизм, пер. с нем., М., 1964; Hayward F., Histoire des papes, 3 ed.,
P., 1953; Pastor L., Geschichte der Papste seit dem Ausgang des Mittelalters,
Bd 1 - 16, [Freib.], 1955 - 61. См. также лит. при статьях
Ватикан,
Католицизм.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я