ПАРАШЮТ
(франц. parachute, от греч.
para - против и франц. chute - падение), устройство для торможения объекта,
движущегося в сопротивляющейся среде. Комплекс П., раскрывающихся последовательно
один за другим, составляет парашютную систему. П. (или парашютные системы)
используют в качестве: спасательных - в случае аварии летательного аппарата
на высотах до 25 км при скоростях полёта до 1400 км/ч; посадочных
- для безопасного приземления грузов и людей, покидающих самолёт, для спуска
беспилотных и пилотируемых космич. кораблей (таковы, напр., сов. космич.
корабли "Космос", "Союз", "Луна-16" и амер. космич. корабли "Джемини",
"Аполлон"); тормозных - для уменьшения пробега самолёта (напр., при посадке
на мокрую или обледенелую полосу), для обеспечения замедл. снижения т.
н. звёздки осветит. снаряда (с целью продолжит. освещения местности) или
заданной скорости снижения научной аппаратуры при исследовании атмосферы
планет (напр., во время плавного спуска автоматич. межпланетной станции
"Венера-8" в атмосфере Венеры), для торможения гоночного автомобиля (при
испытаниях и в аварийной ситуации) и морского судна (перед причаливанием);
спортивных - для управляемого приземления спортсменов (рис. 1) в заданную
точку местности, напр. в центр круга (см. Парашютный спорт).
Рис. 1. Снижение спортсмена-парашютиста
на управляемом парашюте: 1 - купол; 2 - стропы.
П. состоит из след. осн. частей: купола
со стропами, вытяжного устройства и подвески. П. хранится в парашютном
контейнере (ранце, камере). Купола П. имеют различную форму (круг, прямоугольник,
полусфера, усечённый конус и др.) и отличаются аэродинамич. характеристиками
(коэфф. сопротивления, временем наполнения, устойчивостью при снижении
и др.). Площадь купола П. может составлять от 0,01 до неск. тысяч м2.
Для безопасного спуска человека достаточна площадь 40-50 м2.
В
ряде случаев П. составляется из неск. одинаковых или различных по площади
куполов, применяемых в качестве тормозных (3-5 куполов) или посадочных
(3-27 куполов). Масса раскрытого П., в зависимости от заданных скорости
снижения и скорости движения объекта перед раскрытием П., может достигать
10% массы объекта. Удельный объём парашютного контейнера обычно равен 1,5-2,5
дм3на
1 кг массы П. Купол П. изготавливают из парашютного полотна, вырабатываемого
из хим. волокон (напр., из капрона, нейлона-66, кинола, номекса), стеклометаллизиров.
волокна, натурального шёлка и хлопка. Парашютное полотно обладает высокой
прочностью при статич. и динамич. нагрузках, несминаемостью, малой удельной
массой, термостойкостью и т. д. Ввод П. в действие начинается с раскрывания
парашютного контейнера: вытяжной верёвкой, один конец к-рой крепится к
летат. аппарату, а другой - к устройству, раскрывающему контейнер, или
спец. полуавтоматич. прибором, или, наконец, вручную самим парашютистом
(рис. 2). Миним. скорость вертикального снижения объекта с П. в воздухе
в момент приземления - 4- 5 м/сек, в сочетании с реактивным тормозящим
устройством или энергоёмким амортизатором - 1-2 м/сек. Масса объектов,
спускаемых на П. с самолётов, составляет от 0,1 кг до неск. десятков
тонн; отработавшие ступени ракет, спускаемые на П., имеют массу до неск.
сотен тонн.
Рис. 2. Схема действия спасательного
парашюта: 1 - выбрасывание вытяжного парашюта из парашютного контейнера
с помощью пружинного или иного механизма; 2 - вытягивание купола и строп
основного парашюта раскрывшимся вытяжным парашютом; 3, 4, 5 - наполнение
купола воздухом.
Научное обоснование идеи П. принадлежит
Леонардо
да Винчи (1495). Первые спуски с П. совершили венецианский инж.-механик
Ф. Веранцио (с крыши высокой башни, 1617) и франц. воздухоплаватель А.
Ж. Гарнерен (с воздушного шара, 1797). В 1911 русский изобретатель Г. Е.
Котельников
создал
первый ранцевый спасательный П., располагаемый на спине пилота. В СССР
большой вклад в развитие парашютной техники внесли мн. конструкторы П.-
О. И. Волков, Н. А. Лобанов, А. И. Привалов, Ф. Д. Ткачёв и др., и испытатели
П.- Е. Н. Андреев, В. Г. Романюк, О. К. Хомутов и др.
Лит.: Современные средства аварийного
покидания самолёта, М., 1961; Brown W. D., Parachutes, L., 1951. n.
a. Лобанов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я