ПАРАШЮТ ШАХТНЫЙ

ПАРАШЮТ ШАХТНЫЙ предохранительное
устройство на шахтных людских подъёмных установках для улавливания падающей
клети (вагонетки) и для обеспечения её плавной остановки (торможения) в
случае обрыва подъёмного каната. Осн. элемент П. ш.- ловитель. В качестве
типовых для клетей в СССР приняты П. ш. с захватом за опоры и торможением
при помощи амортизаторов, т.е. с разделением функций улавливания и плавной
остановки. К П. ш. этого типа для вертикальных клетевых подъёмов относятся
парашюты 2ТК (ПТК), ПТКП, ПШТП, ПКЛ, ПКЛШ, ПКЛЗ, РКЭ и ПДП. В 2ТК (рис.)
при падении клети ловители с клиновыми муфтами действуют на два тормозных
каната, соединённых с амортизационными канатами, пропущенными через амортизаторы
(система П. Ф. Павлова и Л. В. Павловой). Плавность торможения обеспечивается
упругим удлинением тормозных канатов, а также перемещением амортизационных
канатов в амортизаторах. Для подъёмов с односторонними рельсовыми проводниками
применяются П. ш. с клиновым зажимом типа ПКЛ, действующие только на один
тормозной канат. В установках с П. ш. типа РКЭ и ПДП в качестве опор используются
рельсовые или деревянные проводники, а амортизаторы и амортизационные канаты,
соединённые с ловителем, установлены на самой клети. Применение П. ш. на
многоканатных подъёмных установках с числом подъёмных канатов четыре и
более не обязательно.

1914-14.jpg

Схема работы парашюта типа 2ТК: а -
в транспортном положении; б- после обрыва каната; в - полное улавливание
клети; 1 - ловитель; 2 - клеть; 3 - постель; 4 - центральная подвеска,
соединённая с канатом; 5 - приводная пружина; 6 - клиновая муфта; 7 - тормозной
канат.



В П. ш. на людских вагонетках для наклонных
горных выработок улавливание падающей вагонетки достигается упорами тормозной
каретки, свободно подвешенной к раме, внедряющимися в полотно пути, а плавная
остановка - набеганием деревянных брусьев - амортизаторов, укрепленных
под рамой, на резцы тормозной каретки. При уклоне более 30° вагонетки снабжены
упорами с рельсовыми захватами и направляющими лапами, перемещающимися
по рельсам.


За рубежом П. ш. применяются только в вертикальных
стволах; большинство П. ш. основано на принципе сопротивления трению между
рабочими органами и рельсовыми проводниками (в случае деревянных проводников
- на принципе сопротивления резанию).


Лит.: Белый В. Д., Лысак Г. Д.,
Петраков А. И., Шахтные парашюты, М., 1960. С.Я. Хейфиц.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я