ПАРЛАМЕНТ
(англ. parliament, от
франц. parlement, от parler - говорить), в бурж. гос-вах высшее представительное
учреждение. Впервые был образован в Англии в 13 в. как орган сословного
представительства; реальное значение приобрёл после бурж. революций 17-18
вв.
"П." как собств. наименование для обозначения
представительного учреждения применяется в Великобритании, Франции, Италии,
Японии, Канаде, Бельгии, Индии и др.; в США и странах Лат. Америки П. (высший
представительный орган) наз. конгрессом, в Швеции - риксдагом, в Финляндии
- сеймом, в Норвегии - стортингом и т. д. Различаются двухпалатная и однопалатная
структура П. Гос-ва с федеративной формой гос. устройства строят П. по
двухпалатной
системе (США, Канада, ФРГ, Австралия и др.). Нижние палаты в двухпалатных
П. и однопалатные П. всегда образуются путём прямых выборов; верхние палаты
формируются путём прямых (США, Италия) или непрямых (косвенных, многостепенных)
выборов (Индия, Франция), часть их членов занимает места в порядке наследования
или назначения (Великобритания, Канада). В палатах создаются комитеты или
комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов или др. вопросов;
во многих странах они играют важную роль (см. также Комиссии парламентские).
В
большинстве капиталистич. стран сессии П. длятся круглый год (с каникулами),
а депутаты получают заработную плату, т. е. являются профессиональными
парламентариями. Как правило, двухпалатные П. имеют бурж. страны Зап. Европы,
где двухпалатная система сложилась как определённый компромисс буржуазии
с аристократией в период бурж. революций.
Функции П. включают издание законов, принятие
гос. бюджета, ратификацию междунар. договоров, назначение органов конституционного
надзора. В странах, где предусмотрена парламентская ответственность
пр-ва, они формируют пр-во и контролируют его деятельность. В нек-рых странах
(ФРГ, Италия) в функции П. входит избрание путём спец. процедуры президента
республики. Бурж. идеологи считают П. высшим проявлением демократии, народовластия.
В действительности большинство в П. всех Оурж. гос-в представляет эксплуататорские
классы, а сам П. выступает как звено в диктатуре монополистам, капитала.
Избирательное право, на основе к-рого формируется П. (полностью или частично),
а также методы организации и проведения выборов позволяют буржуазии отстранять
подлинных представителей народа от участия в деятельности П. Напр., в конгрессе
США рабочих нет, в составе англ. Палаты общин, избранной в 1970, их было
всего 38, в бундестаге ФРГ рабочие составляют 7% и т. д. Но даже такое
низкое представительство заставляет монополистич. круги урезать функции
П. в управлении бурж. гос-вом, многие из них носят чисто формальный характер,
а важнейшее место в управлении бурж. гос-вом занимают органы исполнит.
власти, контролирующие направление законодат. деятельности П., разрабатывающие
и осуществляющие бюджет, проводящие внешнюю политику. Как правило, П. не
имеет аппарата для эффективного контроля за разбухшей бюрократич. машиной.
Монополистич. капитал через свои политич. партии, имеющие фракции в П.,
направляет его работу в своих интересах.
Реальная роль П. в политич. жизни каждой
страны определяется остротой классовых противоречий, к-рая находит отражение
в отношениях между партийными фракциями в П. (см. Парламентская фракция),
степенью
развитости парламентских институтов, силой и влиянием организаций рабочего
класса.
Лит. см. при ст. Парламентаризм.
М. В. Баглай.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я