ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
система гос. руководства
обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением
законодат. и исполнит. функций при привилегированном положении законодат.
органа - парламента по отношению к др. гос. органам.
При П. пр-во образуется парламентом и ответственно
перед ним. Т. е. формально П. означает ведущее положение выборного органа
в механизме гос. власти и управления. П. характерен для эпохи домонополистич.
капитализма, когда класс буржуазии представлял собой сравнительно однородную
совокупность собственников орудий и средств произ-ва, а свойственные капитализму
противоречия ещё не достигли полного развития и классовая борьба не приобрела
такой остроты, как в эпоху империализма. Благодаря этому буржуазия имела
возможность осуществлять своё политич. господство через выборный орган
- парламент, являвшийся представительным учреждением всего господствующего
Класса. Существовавший в то время контроль парламента над пр-вом представлял
собой не что иное, как непосредств. контроль имущих классов, и являлся
одной из форм перенесения пром. разделения труда в сферу гос. управления.
Избирателям давалась лишь возможность решать, кто из представителей господств.
класса получит депутатский мандат. "Раз в несколько лет решать, какой член
господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте,-
вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма, не только в парламентарно-конституционных
монархиях, но и в самых демократических республиках" (Ленин В. И., Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 46).
Расцвет П.- 19 в., когда победившая буржуазия
стремилась править гл. обр. через представительные учреждения. Однако с
перерастанием пром. капитализма в монополистический начался процесс повышения
роли исполнит. органов, сопровождавшийся умалением роли парламента, сужением
его компетенции; парламентская демократия всё чаще заменялась авторитарными
и олигархич. методами правления. В основе этого процесса - обострение классовых
противоречий и укрепление политич. самостоятельности рабочего класса, борьбу
против к-рого и соответственно защиту интересов буржуазии исполнит. власть
могла вести более оперативно и эффективно. В совр. бурж. гос-вах П. переживает
глубокий кризис. Бурж. пр-ва узурпировали многие функции парламентов, в
т. ч. и законодательные (т. н. делегированное законодательство), фактически
заняли по отношению к ним доминирующие позиции. Это приводит к тому, что
обсуждение в парламенте различных аспектов правительств. политики носит
формальный характер. Нередко в ответ на вынесенный парламентом вотум
недоверия
пр-ву оно распускает парламент и объявляет о проведении новых выборов.
"Ответственность" пр-ва, т. о., оказывается фиктивной. Кризису П. во многом
способствует существующая в ряде стран двухпартийная система, блокирование
бурж. партий, к-рые почти всегда обеспечивают пр-ву поддержку парламентского
большинства и возможность навязывать оппозиции свои решения.
Прогрессивные силы в капиталистич. странах,
в т. ч. коммунистич. и рабочие партии, ведут упорную борьбу за сохранение
институтов парламентской демократии, в результате к-рой после 2-й мировой
войны 1939-45 произошло известное укрепление этих институтов во Франции,
Италии, Японии и ряде др. стран, где коммунистич. партии имеют сильные
позиции в парламенте. Коммунистич. партии капиталистич. стран в своих программах
обосновали возможность при определённых условиях мирного пути к социализму
посредством завоевания большинства в парламенте, а затем использования
его для социалистич. преобразований. Этого можно достигнуть путём всемерного
развития внепарламентской классовой борьбы трудящихся.
Лит.: Бельсон Я. М., Современное
буржуазное государство и "народное представительство", М., 1960; Кpылов
Б. С., Парламент буржуазного государства, М., 1963; Парламенты, нов. изд.,
подгот. М. Амеллером, пер. с англ., [МЛ, 1967; Мишин А. А., Центральные
органы власти буржуазных государств, М., 1972.
М. В. Баглай.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я