ПАРМА

ПАРМА (Parma), город в Сев. Италии,
на р. Парма, притоке По, в области Эмилия-Романья. Адм. ц. провинции Парма.
174,4 тыс. жит. (1971). Важный трансп. узел. Центр с.-х. р-на. С.-х. машиностроение,
произ-во оборудования для консервной пром-сти, стек., керамич., цем. пром-сть,
нефтепереработка, произ-во удобрений; фармацевтич., парфюмерная (отсюда
известные духи "Пармская фиалка"), текст., швейная, обувная, бум., а также
пищ. (в т. ч. сыроварение) пром-сть. Ежегодные междунар. выставки консервов.
Ун-т (с 1065), Академия изящных искусств; консерватория; пинакотека Стюард,
Музей кит. иск-ва.


В древности этрусское, затем галльское
поселение. В нач. 12 в. П. стала коммуной, но власть над нею удерживал
её сеньор-епископ; в 1248 добилась статуса независимой республики. В 1167
вошла в Ломбардскую лигу. В 14-15 вв. П.- арена борьбы Корреджо,
Росси, Терци и др. родов, претендовавших на власть в городе. В отд. периоды
14-16 вв. П. входила в состав Миланского герцогства, с 1521 (во время Итальянских
войн 1494-1559) была подвластна рим. папе. В 1545 стала центром герцогства
„Пармы и Пьяченцы (выделенного папой Павлом III из Папской обл. для своего
сына Пьетро Луиджи Фарнезе), существовавшего (с перерывами) до 1860. В
19 в. П.- крупный центр нац.-освободит. и объединит. движения в Италии,
а также рабочего движения. В 1922, во время нац. антифаш. забастовки, трудящиеся
П. вступили в вооруж. схватку с фашистами. В 1943 П. была оккупирована
нем.-фаш. войсками. Освобождена в апр. 1945 партизанами.

Парма. Собор (11 - 12 вв.) и баптистерий
(1196 - 1307, арх. Б. Антелами и др.).



Архит. памятники: романский собор (11-12
вв.), романо-готич. баптистерий (1196-1307, арх. Б. Антелами и др.). Среди
ренессансных построек - церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1494-1607, арх.
Б. Дзакканьи Старший и С. Москино) и Мадонна делла Стекката (с 1521, арх.
Б. и Дж. Ф. Дзакканьи), Палаццо делла Пилотта (16-17 вв., арх. Дж. Босколи
и др.; ныне - Нац. гал. и Нац. музей древностей). Барочный театр Фарнезе
(1618, арх. Дж. Б. Алеотти).


Лит.: Aurea Parma, Parma, с 1912
(изд. продолж.); Соrradi Cervi , Guida di Parma artistica, Parma, 1967.



ПИАРМЕЛЕН (Parmelin) Элен (р. 19.8.
1915, Нанси), французская писательница. В 1944-56 сотрудник газ. "Юманите"
("L'Humanite"). Романы 50-х гг. отмечены интересом к социальной теме: "Подъём
к стене" (1950); "Солдатский номер 2078" (1953; о подвиге Анри Мартена,
борца против войны во Вьетнаме); "Чёрным по белому" (1954; о работе ред.
"Юманите" во время войны в Корее); "Диплодок" (1955) и "Леонар в ином мире"
(1957; об эксплуатации художников владельцами галерей). Романы "Бык-матадор"
(1959), "Известный солдат" (1962), "Сегодня" (1963), "Поездка в Люцерн"
(1965) теряют ясность и простоту, на них лежит печать словесно-композиц.
игры. В 1965-70 П. возвращается к конкретной социальной теме, но сохраняет
принципы "новой" техники романа: "Забавные вещи" (1967), где разоблачается
страсть "общества потребления" к бесполезным вещам; "Чёрная манера" (1970)
- роман о событиях в мае - июне 1968 во Франции, о сдвигах в сознании левой
интеллигенции. П. известна также как автор критических эссе об изобразительном
иск-ве.


С о ч.: Cinq peintres et le theatre, P.,
[1956]; Picasso dit..., [P., 1966]; Le guerrier fourbu, P., [1966]; La
femme-crocodile, [P., 1968]; в рус. пер.- Последняя ночь Аликанте, в со.:
Рассказы французских писателей, 2 изд., М., 1964.


Лит.: Уваров Ю., Французская литература
сегодня, М., 1960; Вакcмахер М., Французская литература наших дней,
М., 1967; Sti1 a., Blanc sur noir, "L'Humanite", 1970, 1 oct., p. 10. Ю.П.
Уваров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я