ПАРОВОЗ
один из видов локомотива,
у
к-рого двигателем является паровая машина. Осн. элементы П.: паровой
котёл, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки
помещаются обычно в прицепленном к П. тендере; если эти запасы находятся
на самом П., то такой локомотив наз. танк-паровозом. В результате сгорания
в топке котла топлива (кам. уголь, мазут, горючие сланцы, торф, дрова и
др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передаётся, котловой
воде, к-рая превращается в пар. Для повышения экономичности П. в спец.
установках пар перегревается и его. темп-pa значительно повышается. Паровая
машина преобразует тепловую энергию в механич. энергию движения поршня
в паровых цилиндрах, через шатуннокривошипный механизм это движение передаётся
движущим колёсам. К экипажной части П. относятся рама, колёсные пары
с буксами, бегунковые и поддерживающие тележки (с одной или
двумя колёсными парами), рессорное подвешивание, а также аппараты сцепления.
Первые П. (рис. 1) были созданы в Великобритании
в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый
оригинальный П. (рис. 2) был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833).
Свыше столетия П. были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х
гг. 20 в. (рис. 3), когда их повсеместно стали заменять электровозы
и
тепловозы.
С
1956 выпуск П. в СССР был прекращён, хотя они ещё эксплуатируются на нек-рых
малодеятельных линиях жел. дорог и на пром. предприятиях. Осн. причина
замены П. др. видами локомотивов - его низкая экономичность: кпд лучших
моделей не превышал 9%, среднеэксплуатац. кпд 4%.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я