ПАРУСНОЕ СУДНО
судно, приводимое
в движение энергией ветра с помощью парусов. В зависимости от размеров
П. с. на нём устанавливается от 1 до 7 мачт; П. с. различаются также парусным
вооружением (рис.). Важными характеристиками ходовых и манёвренных
качеств П. с. являются общая площадь его парусов (наз. парусностью) и положение
точки приложения равнодействующей сил воздействия ветра (центр парусности).
Управляют П. с., согласованно действуя рулём и парусами: меняют курс, увеличивают
или уменьшают скорость хода, останавливают продвижение П. с. (судно "ложится
в дрейф") и т. д. История П. с. насчитывает св. 5 тыс. лет. Паруса применялись
в Др. Египте, Финикии, Китае, Др. Греции, Др. Риме как вспомогат. источник
движущей силы на гребных воен. и трансп. судах. В 10-13 вв. в скандинавских
и средиземноморских странах появились суда (дракары, нефы, караки, каравеллы),
к-рые в качестве главного движителя имели паруса. В Др. Руси в 9-14 вв.
определились 2 района парусного судостроения: на С. (Новгород, побережье
Белого м.) и на Ю. (Киев). На парусных судах (лодьях, кочах, карабасах)
вост. славяне плавали по Белому, Баренцеву, Балтийскому и Чёрному морям,
доходили до Царьграда (Константинополя) и выходили в Средиземное м. Развитие
парусного судоходства, усовершенствование парусного вооружения, достижения
судостроения и искусства управления парусами способствовали Великим географическим
открытиям и расширению мировой торговли. В 16-17 вв. главные районы парусного
судостроения перемещаются из Средиземноморья в страны Северного м. (Голландию,
Англию). К началу 18 в. П. с. получают повсеместное распространение и вытесняют
гребные
суда. В эпоху Петра I строились торг. П. с. грузоподъёмностью в неск.
сотен т и 100-пушечные линейные парусные корабли с экипажем ок.
800 чел. Наивысшего развития парусный флот достиг к сер. 19 в.,
когда он составил осн. ядро трансп., промыслового и воен. флотов. Так,
грузоподъёмность грузовых П. с. превысила 5000 т, валовая вместимость
- 1500 регистровых т, экипаж -100 чел., скорость наиболее быстроходных
П. с. (клиперов) достигла 18 узлов (ок. 33 км/ч) и более.
С распространением судов, приводимых в движение механич. двигателями (пароходов
и
теплоходов),
в
кон. 19 - нач. 20 вв. П. с. утратили своё значение основного трансп. средства.
Совр. П. с. используют преим. в спортивных
(яхты, швертботы),
туристских
и уч. целях. э. Г. Логвинович.
Силуэты парусных судов: 1 - со шпринтовым
парусным вооружением; 2 - с рейковым парусным вооружением; 3 - с бермудским
парусным вооружением; 4 - с латинским парусным вооружением; 5 - с гафельным
парусным вооружением; 6 - куттер; 7 - люгер; 8 - шхуна-бриг; 9 - двухмачтовая
шхуна; 10 - бригантина; 11 - бриг; 12 - трёхмачтовая шхуна; 13 -· шхуна-барк;
14 - баркентина; 15 - трёхмачтовый барк; 16 - фрегат; 17 - четырёхмачтовый
барк; 18 - четырёхмачтовый корабль; 19 - пятимачтовый барк.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я