ПАРУСНЫЙ СПОРТ
соревнования на
спортивных парусных судах. В совр. программу Олимпийских игр включены гонки
на судах междунар. классов: "Финн" (швертбот-одиночка), "Летучий голландец"
и "470" (швертботы-двойки), "Темнеет" (килевая яхта-двойка), "Солинг" (килевая
яхта-тройка), "Торнадо" (катамаран-двойка). Чемпионаты мира и континентов
разыгрываются в олимпийских и нек-рых др. классах судов: "Звёздный", "Дракон",
"Файерболл", "5,5" и др. (см. Яхты).
Гонки проводятся по т. н. круговой
дистанции со спец. знаками, указывающими направление движения яхт (протяжённость
гонки 20-30 км). Победитель определяется по сумме неск. гонок (обычно
семи). Для крейсерских яхт проводятся гонки на большие расстояния (напр.,
Ленинград - Рига). Традиционные ежегодные трансокеанские гонки: Америка
- Европа, Америка - Гавайские о-ва.
П. с. возник в Англии в 18 в. (первый яхт-клуб
осн. в г. Корк в 1720). В России первый речной яхт-клуб осн. в 1860 в Петербурге,
а к концу 19 в. насчитывалось св. 50 яхт-клубов. В программу Олимпийских
игр П. с. включён с 1908. Русские яхтсмены впервые участвовали в Олимпийских
играх в 1912 (Стокгольм) и завоевали бронз. медаль. После окт. революции
1917 П. с. получил развитие в профсоюзных спортивных об-вах и яхт-клубах
ВМФ СССР. В 1928 П. с. включён в программу Всесоюзной спартакиады. В 1936
создана Секция П. с. СССР, проведён первый чемпионат СССР по П. с. (чемпионы
И. П. Матвеев и Н. А. Мясников). В 1939 П. с. включён в Единую всесоюзную
спортивную классификацию.
В 30-е гг. в соревнованиях по П. с. успешно
выступали яхтсмены Ленинграда и Поволжья, в послевоен. период - Москвы
и прибалтийских союзных республик. Соревнования проводились в основном
на парусных судах нац. классов (конструкторы Р. Е. Алексеев, П. Т. Бутте,
Н. В. Григорьев, А. П. Киселёв, Е. В. Рябов, С. В. Ухин). Строительство
отечеств. яхт междунар. классов началось в 50-е гг. в связи с участием
сов. яхтсменов в Олимпийских играх (с 1952) и вступлением в 1956 Секции
П. с. СССР (с 1959 - Федерация) в Междунар. союз П. с. (осн. в 1907, объединял
в 1974 нац. федерации ок. 70 стран). В развитие сов. П. с. внесли вклад
деятели физкультуры и спорта К. В. Александров, Н. М. Ермаков, Д. Н. Коровельский,
И. П. Лавров, Б. Б. Лобач-Жученко, К. В. Мельгунов, Д. Г. Мовчан, Г. В.
Орджоникидзе, А. А. Чумаков и др. Среди сов. яхтсменов наибольших успехов
добились ставшие олимпийскими чемпионами Т. А. Пинегин и Ф. В. Шутков (1960),
В. Г. Манкин (1968, 1972), В. Ф. Дырдыра (1972), победители и призёры мн.
чемпионатов и регат Ю. С. Анисимов, Е. В. Канский, В. П. Леонтьев, В. Я.
Потапов, А. Д. Чучелов, Ю. С. Шаврин, А. С. Шелковников.
В СССР (1974) действовало 110 яхтклубов,
П. с. занималось св. 30 тыс. чел., и т. ч. более 1500 мастеров спорта и
мастеров спорта междунар. класса.
За рубежом П. с. получил развитие в США,
Великобритании, скандинавских странах, ФРГ, Австралии, Франции, ГДР, Бразилии,
Польше, Италии; победителями крупнейших междунар. соревнований были П.
Эльвстрем (Дания), П. Петерсон (Швеция), В. Кувайде (ФРГ), Л. Нортс (США),
А. Страулино (Италия), Р. Патисон (Великобритания), П. Боровски (ГДР),
Ё. Брудер (Бразилия), Э. Табарли (Франция) и др. т. А. Пинегин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я