ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО древнее гос-во,
возникшее ок. 250 до н. э. к Ю. и Ю.-В. от Каспийского м. (коренное земледельч.
население этой терр.- парфяне) и подчинившее в период расцвета (сер. 1
в. до н. э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии
до границ Индии; существовало до 20-х гг. 3 в. н. э. Около 250 до н. э.
сакское кочевое племя парное (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником
династии Аршакидое) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или
Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её терр., затем
соседнюю область Гирка-нию. Селевк II после неудачной попытки восстановить
свою власть в 230-227 до н. э. был вынужден признать вчасть Аршакидов над
Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III.
Воспользовавшись
ослаблением Селевкидского гос-ва, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность.
Парны были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, парфянский
язык
и местные верования).


Ок. 170-138/137 до н. э. царь Парфии Митридат
I
завоевал вост. сатрапии Селевкидов: Мидию, б.ч. Месопотамии, Элимаиду
с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (ок. 136 до
н. э.). Однако дальнейшая экспансия П. ц. была приостановлена восстаниями
греч. городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного
положения, а также наступлением кочевых племён саков у сев.-вост. границ
царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греч. городов, предприняли
попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского
царя Антиоха VII в 129. Положение П. ц. после этого, однако, оставалось
неустойчивым: парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. э.
царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на вост. границах продолжалась
борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (ок. 123-88/87
до н. э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану,
на 3.- сев. Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политич. борьбу
последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политич. влиянием находилась
Армения
Великая,
где был возведён на престол Тигран II.


Первое соприкосновение парфян с Римом произошло
в нач. 1 в. до н. э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом
VI Евпатором).
По соглашению 92 до н. э. границей между П. ц. и Римским
гос-вом был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (ок. 57-37/36
до н. э.) рим. войска под команд. М. Лициния Кросса вторглись в
Месопотамию, входившую в состав П. ц., но потерпели сокрушительное поражение
при Каррах (53 до н. э.). К 40 парфяне захватили почти всю
М. Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В
39-37 до н. э. римляне восстановили свой контроль над этими областями.
Но поражение
Антония (36 до н. э.) в Мидии Атропатене приостановило
продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать
внутр. борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие
друг другу группировки. Рабовладельч. верхушка греч. и местных городов
Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы
в развитии торговли, тесных контактов с Римом; знать коренных районов Парфии,
связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению
к Риму, стремилась к широким терр. захватам. Борьба этих группировок, приводившая
к гражданским войнам 57-55, 31-25 до н. э., достигла своего апогея в нач.
1 в. н. э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания
в Селевкии на Тигре были лишены автономии греч. города. Усилился интерес
к местной культуре, возросли антиэллинистич. и антирим. тенденции. Хотя
борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и
ослабила Парфию, при Вологесе I (ок. 51/52-79/80) внутр. стабилизация позволила
вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66
на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см. Аршакиды
армянские).
Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного
сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан.
Это позволило римлянам жестоко опустошать зап. области Парфии (114-117,
163-165, 194-198). Однако терр. приобретения Рима ограничились только Сев.
Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, гл. обр.
из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить
поражения римлянам, процесс политич. распада гос-ва остановить было невозможно.
Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида,
Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну.
В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс
Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после к-рого П. ц.
прекратило существование; его терр. вошла в состав гос-ва Сасанидов,
основателем
к-рого был Ардашир I.

Парфянское царство. 1. Рельеф из Хатры
с изображением трёх богинь. Известняк. Первые века н. э. Иракский музей
Багдад 2. Рельеф из Месопотамии с изображением конного лучника. Терракота.
Первые века н. э. Переднеазиатский музей Берлин 3. Фриз ритона из Нисы.
Слоновая кость. 2 в. до н. э. Исторический музей. Ашхабад.



П. ц. не обладало однородной социальной
структурой. В вост. областях осн. массу населения составляли лично свободные
крестьяне-общинники, эксплуатируемые гос-вом. Постепенно формировались
отношения личной зависимости крестьян от отд. представителей знати - "свободных"
(азатов), сословие к-рых включало как потомков парнской кочевой аристократии,
так и верхушку парфянской земледельч. знати. Рабство, видимо, было развито
слабо. В зап. областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло
более значит. роль, существовали и иные формы зависимости. Терр. П. ц.
делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати
и жрецов. В сатрапиях имелись царские х-ва, подати с к-рых поступали в
царскую казну. Единой гос. религии в П. ц. не существовало. В вост. областях
преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм,
на западе - как греческие и старые вавилонские культы, так и различные
синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской
эпохи начало распространяться христианство.


Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. Первоначально иск-во П. ц. выступало как одна из ветвей эллинистической
культуры.
В дальнейшем элементы эллинистич. иск-ва, принесённого завоевателями,
частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением.
Для вост. части П. ц. были типичны храмы, к-рые по плану (квадратное святилище
с 4 колоннами в центре, окружённое помещениями), возможно, восходят к древнему
храму огня (храм в Персеполе, 3 в. до н. э.). Постройки дворцовых ансамблей
обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили айваны
(дворец
на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1-3 вв.). Наряду с привозными эллинистич. произведениями
пластики в вост. части П. ц. распространились местные расписные глиняные
статуи (в зданиях Нисы), мелкая пластика (в Маргиане).
Известны
плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (напр., на скале Бехистун,
первые века н. э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа.
Среди изделий декоративно-прикладного иск-ва вост. части П. ц. выделяются
ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. до н. э.; илл. см. т. 18, стр. 28),
местных форм, с фризами на греч. и местные сюжеты.


Храмовая архитектура зап. части П. ц. характеризуется
наличием мн. типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутр. двор, по периметру
к-рого располагаются помещения) строились в Ниппуре; греко-рим. влияние
значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто
сочетались греч. перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в.
н. э.). Для архитектуры жилища характерен переход от принесённого
греками "пастадного" типа дома к "айванному" В живописи (храмы Дура-Европос)
и
скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. э. заметны
тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется
постепенным исчезновением греч. типов и обращением к местным сюжетам (лежащая
богиня, всадник).

1918-6.jpg

Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1-3 вв. Разрез
и план.




Лит.: Дьяконов., Очерк истории древнего
Ирана, М., 1961; Массон, Народы и области южной части Туркменистана в составе
парфянского государства, "Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной
экспедиции", Аш., 1955, т. 5; Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1 - 2],
М., 1960-66; Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы. 1 в. до н.
э. Предварительные итоги работы, М., 1960; Кошеленко Г. А., Культура Парфии,
М., 1966; его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии; "Вестник древней
истории", 1968, № 1; Debevoise N., A political history of Parthia, Chi.,
1938; Wоlski J., L'historicite d'Arsace I, "Historia", 1959, Bd 8, № 2;
Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N.
Y., [1962]; Schlumberger D., L'orient hellenise, P., 1970.
Г. А. Кошеленко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я