ПАСТЕЛЬ

ПАСТЕЛЬ (франц. pastel, от итал.
pastel1о, уменьшительное от pasta - тесто), 1) живопись сухими, мягкими
цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стёртых
в тонкий порошок разноцветных пигментов с небольшим добавлением камедей
(гуммиарабик, трагакант), молока, иногда мела, гипса, талька и т. д. 2)
Произведение, выполненное в этой технике. Пастельными карандашами рисуют
на шероховатой (чаще цветной) бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше,
пергаменте. Широкое использование штриха в П. сближает её с графикой. Светоносные
чистые краски П. сохраняют свою первоначальную свежесть и силу, а их слой
- нежную, бархатистую матовую поверхность. Красочный слой иногда закрепляют
фиксативом (раствор фторлона или камеди, наносимый при помощи пульверизатора).


Происхождение П. гипотетически относят
ко 2-й пол. 15 в., когда пробуждается интерес к многоцветному рисунку (Ж.
Фуке во Франции и др.). Термин "pastello" впервые появляется в трактате
теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо (кон. 16 в.). Мастера П. 16-17 вв.
(Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Л. Карраччи, Г. Рени в Италии, X. Хольбейн
Младший в Германии, X. Голциус в Голландии, Д. и П. Дюмустье, Н. Ланьо
во Франции) практически не переступают традиций чистого рисунка. С кон.
17 в. в П. усиливаются живописные тенденции. Во Франции Ж. Вивьен исполняет
в технике П. настоящие станковые картины. Расцвет П. происходит в 18 в.
Тонкость и изящество техники, свойственная ей мягкая декоративность привлекают
таких мастеров, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден,
Ж. Б. Перронно во Франции, А. Р. Менгс в Германии, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии.
П. отвергается классицизмом именно из-за её изнеженности, приглушённости,
отсутствия в ней линеарной напряжённости. С 1-й трети 19 в. в технике П.
работают Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон и особенно
Э. Дега (открывший в П. сильную линию, звучность красок и богатство фактуры)
во Франции, М. Либерман в Германии, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов,
И. И. Левитан, В. А. Серов в России, М. К. Чюрленис в Литве. В 20 в. к
П. обращается П. Боннар, Ж. А. Вюйяр во Франции, М. Кэссетт в США, X. ван
де Велде в Нидерландах и др. Плодотворно работают сов. мастера П.- С. В.
Малютин, Е. А. Кацман, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса, Кукрыниксы и др.


Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи,
[6 изд.], М.- Л., 1950; Вriеgеr L., Das Pastell, В., [1921]; Нahn R., Pastellmalerei.
Einfiihrung in die Technik, 4 Aufl., Ravensburg, [1948]; Robert K., Le
pastel, P., 1951. В. Д. Синюков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я