ПАСТОРАЛЬ
(франц. pastorale, от
лат. pastoralis - пастушеский), лит., муз. и театральные жанры, основанные
на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1)
антич. буколика, посв. жизни пастухов (напр., "Дафнис и Хлоя" Лонга);
2)
вид новой европ. лит-ры, связанный с буколич. миросозерцанием; возник в
лит-ре Раннего Возрождения ("Амето", 1341, "Фьезоланские нимфы", 1345,
Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо
- Италия; X. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О.
д'Юрфе - Франция), а в России - в сер. 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные
книжные песни). От антич. буколики, в т. ч. идиллий Феокрита, П.
восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни,
интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился
(особенно в 17 в.) свойственный ещё антич. буколике условный элемент, подчёркнутая
стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась
в застывшей традиционности масок чувствит. пастуха, жестокосердной пастушки,
мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.- характерный жанр аристократич.
барокко;
пастухи
и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне
изящно декорированной природы; фабула запутана многочисл. приключениями
героев.
Жанровые формы П. многообразны: эклога,
поэма, роман; после стихотворной драмы "Сказание об Орфее" Полициано (1480)
развивается драматич. П., принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах.
Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии
С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).
В музыке: 1) опера, пантомима или балет,
сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась
под влиянием лит. П., пользовалась популярностью в 17-18 вв.. особенно
при итал. и франц. дворах. Среди авторов пасторальных опер -К. В. Глюк,
В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере "Пиковая дама" П. И. Чайковский
воссоздал П. "Искренность пастушки". Изредка пасторальные оперы создавались
и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произв., рисующее картины
природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное
спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки
в басу, воспроизводящие звучание нар. волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась
в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произв. Инструм.
П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симф.
П. представляют собой части циклич. сочинения или целые циклы ("Пасторальная
симфония" Л. Бетховена). Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ.
ст. М. Эйхенгольца, М.-Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл.
А. К. Дживелегова, М.-Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).
И. В. Шталъ (П. в лит-ре).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я