ПАТЕРНАЛИЗМ
в области трудовых отношений
(от лат. раternus - отцовский, pater - отец), в бурж. гос-вах форма показной
предпринимательской благотворительности, мнимой заботы о нуждах трудящихся,
особая форма осуществления власти капиталиста над наёмными рабочими. Бурж.
пропаганда сравнивает власть нанимателя с властью отца над находящимися
на его попечении детьми; капиталист изображается как лицо, заботящееся
не только о своём деле, но и нуждах занятых на его предприятии рабочих.
В ответ на эту показную заботу от рабочих требуют безусловной "верности,
преданности и послушания" по отношению к своему "благодетелю". Любой акт
протеста против предпринимательского произвола считается нарушением "обязанности
верности" и грозит увольнением.
Концепция П.- одна из наиболее старых бурж.
доктрин, отражающая элементы ещё полуфеод. отношений. Сознательная пропаганда
идей П. идеологами буржуазии относится к концу 19 - нач. 20 вв., что связано
с растущим сопротивлением трудящихся капиталистич. эксплуатации. "Благотворит.
деятельность" предпринимателей развернулась в Германии, США, России и др.
странах. Особо широкое распространение и в специ" фич. формах система П.
получила в Японии, где в нач. 20 в. среди работающих был высок процент
женщин и, кроме того, очень сильны феод. традиции.
В. И. Ленин разоблачал мнимую-предпринимательскую
благотворительность, критиковал тех "человеколюбцев" ("Menschenfreunde")
на Западе, к-рые "...восхищаются добрыми отношениями капиталиста к рабочему,
с упоением передают случаи, когда фабрикант печется о рабочих, устраивает
для них потребительные лавки, квартиры и т. п." (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 1, с. 249-50).
В ходе общего кризиса капитализма П. активно
используется буржуазией для ослабления рабочих организаций и смягчения
классовой борьбы, с его помощью капиталисты стремятся убедить трудящихся
в том, что действенное улучшение условий труда может быть достигнуто путём
"сотрудничества" с предпринимателями. Дополнит. вознаграждение, нек-рые
льготы, выплата пособий оставившим работу по старости, строительство детских
садов и т. д.- всего этого рабочие добиваются в результате упорной классовой
борьбы. Такие "добровольные" меры, применяемые и отменяемые капиталистом
по его собственному усмотрению, усиливают зависимость трудящихся от него.
В совр. период П. в чистом виде сохранился
в Испании, Италии, Японии. Во мн. капиталистич. странах П., ранее характерный
лишь для мелких предприятий, активно используется крупными компаниями и
носит определённую антипрофсоюзную направленность. Так, на предприятиях
этих компаний либо вообще не допускаются профсоюзы, либо создаются "жёлтые"
компанейские профсоюзы, проводящие в жизнь политику предпринимателя. По
подсчётам экспертов Междунар. ин-та по вопросам труда, системой такого
"заводского корпоративизма" в капиталистич. мире в 1972 были охвачены ок.
78 млн. рабочих и служащих, в т. ч. в Японии - более 30 млн. (ок. 60% всех
наёмных работников), в Сев. Америке - ск. 18 млн. (20% наёмных работников),
в Зап. Европе - ок. 13 млн. (9% наёмных работников). Своеобразной формой
П. является т. н. "булверизм" - обход капиталистом профсоюза и вступление
в непосредств. контакт с работниками. Впервые эта политика была применена
в 50-х гг. 20 в. в амер. компании "Дженерал электрик" её вице-президентом
Л. Булвером (отсюда назв).
Трудящиеся капиталистич. стран выступают
против политики П. Коммунистич. партии и прогрессивные профсоюзы выдвигают
требования об устранение любых проявлений П., о юридич. закреплении завоёванных
рабочими прав, об установлении действенного контроля над "социальной" деятельностью
предпринимателей. См. также "Человеческих отношений" теория.
Лит.: Усенин В. И., Социальное партнерство
или классовая борьба, М., 1968, с. 27 - 35. В. И. Усенин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я