ПАТОПСИХОЛОГИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЯ отрасль психологии,
изучающая
закономерности нарушении психич. деятельности и свойств личности на основе
сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.


Становление П. тесно переплетается с развитием
психиатрии.
Первые
экспериментально-психологич. лаборатории в психоневрологич. учреждениях
были созданы в конце 19 в. нем. психологом В. Вундтом, рус. психоневрологами
В. М. Бехтеревым и С. С. Корсаковым. В нач. 20 в. стали публиковаться
первые пособия по применению экспериментально-психологич. методов исследования
психически больных. В развитии П. в СССР большую роль сыграли идеи Л. С.
Выготского.


Патопсихологич. исследования имеют большое
значение для ряда общеметодологич. проблем психологии, напр. для решения
вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики.
Данные
этих исследований показывают, что нарушение личности не означает "высвобождения"
её биологич. инстинктов и потребностей, а характеризуется прежде всего
изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также,
что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы
её развития.


Данные патопсихологич. исследований используются
в психиатрии: в качестве диагностич. критериев; при установлении степени
интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой,
военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологич.
средств; при анализе нарушений психич. деятельности в случае вредных условий
труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.


П. использует экспериментальные методы
исследования, осн. принципом к-рых является качеств. анализ нарушений психики
как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологич. эксперимент
предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но
и мотивов больного человека. Особое развитие получила П. детского возраста,
в к-рой на основе положения Выготского о "зоне ближайшего развития" разработаны
особые методы, в частности метод обучающего эксперимента. Лит.: Бернштейн
n. a., Клинические приемы психологического исследования душевнобольных,
2 изд., М., 1922; Зейгарник Б. В., Патология мышления, М., 1962; ее же,
Личность и патология деятельности, М., 1971; Вопросы экспериментальной
патопсихологии. (Сб. ст.], М.. 1965; Коган В. М. (сост.), Принципы и методы
психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы,
М., 1967; Вопросы патопсихологии, М., 1970; p убинштейн С. Я., Экспериментальные
методики патопсихологии..., М., 1970; ее же, Психология умственно отсталого
школьника, М., 1970; Психологические исследования, в. 3 - Проблемы патопсихологии,
М., 1971; Сamеrоn , The psychology of behavior disorders, Boston, 1947;
Rеу a., Monographies de psychologie clinique, Neuchatel -P., 1952; Lewicki
A., Psychologia kliniczna w zarysie, Posnan, 1968.

Б. В. Зейгарник.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я