ПАУЗА
(лат. pausa, от греч. pausis
-остановка, прекращение), 1) в музыке-перерыв в звучании одного, нескольких
или всех голосов муз. произведения, а также знак в нотном письме, обозначающий
этот перерыв. В совр. нотном письме применяются П.: целая, половинная,
четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвёртая.
Более короткие П. редки, более протяжённые обычно обозначаются особым знаком
-длинной чертой с цифрами над ней, соответствующими числу тактов паузы.
Первоначально П. обозначали гл. обр. членение мелодич. голосов, затем начали
применяться и внутри мелодич. образований, став важным выразит. средством.
2) В речи-перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая (логическая),
целиком определяемая синтаксисом, и П. ритмическая, от синтаксиса не зависящая
и определяемая ритмич. импульсом (см. Ритм). Первая наличествует
во всякой речи, вторая - только в стихотворной. В метрич., квантитативном
стихосложении П. может быть структурным элементом стиха (хоровая лирика
греков): она имеет твёрдую длительность и замещает нек-рое число слогов,
имеющих ту же длительность. В тонич. стихосложении (напр., русском), где
длительность слогов не регулируется, П. может быть лишь разделительным
элементом стиха, отмечающим те или иные обязательные словоразделы (напр.,
на конце строки, на цезуре и пр.), т. е. она относится к области
не стихосложения, а декламации (см. также Художественное чтение).
Тем
не менее нек-рые стиховеды (Г. А. Шенгели, А. П. Квятковский, С. В. Шервинский)
считают возможным рассматривать П. как структурный элемент и в тонич. стихе
(гл. обр. в дольниках).
Лит.: Шенгели Г., Техника стиха,
М., 1960; Шервинский С., Художественное чтение, М., 1935; его же, Ритм
и смысл, М., 1961; Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966.
М. Л. Гаспаров (пауза в речи)
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я