ПЕДАГОГИКА
(греч. paidagogike),
наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности
по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования
и обучения.
Осн. категориями П. являются: формирование
личности, воспитание, образование, обучение. Под формированием личности,
к-рое раньше обозначалось термином "воспитание в широком смысле", понимается
процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных
влияний (воспитание в собств. смысле слова), так и разнообразных, нередко
противоречивых влияний окружающей среды. В совр. зарубежной П. первая группа
воздействий на человека часто обозначается термином "интенциональное воспитание",
вторая - "функциональное воспитание".
Собственно воспитание в марксистской П.
является центральным понятием, обозначающим целенаправленную деятельность
общества и семьи по формированию всесторонне развитого человека (преим.
в специально созданных обществом учреждениях и организациях). В понятии
"воспитание" обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное,
нравственное, трудовое, эстетич. и физич. воспитание (такое расчленение
имеет в значит. степени условный характер, поскольку на практике воспитание
является единым, целостным процессом).
Под образованием понимается процесс и результат
усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает в
конечном счёте определённый уровень развития познавательных потребностей
и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практич.
деятельности. Различают общее и спец. образование. Общее образование обеспечивает
каждому человеку такие знания, умения и навыки, к-рые необходимы ему для
всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем спец.
образования, имеющего своей целью подготовку к проф. деятельности. По уровню
и объёму содержания как общее, так и спец. образование может быть начальным,
средним или высшим. Неотъемлемой частью общего образования является политехнич.
образование.
Важнейшим средством образования и воспитания
является обучение, под к-рым понимается процесс передачи и активного усвоения
знаний, умений и навыков, а также способов познават. деятельности, необходимых
для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является
двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого:
преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоят.
работой уч-ся и деятельность уч-ся по активному овладению системой знаний,
умений и навыков - учение. П. входит в систему наук, к-рые изучают человека,
человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика,
психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина
и др.), и использует их теоретич. положения, исследовательские методы (в
т. ч. математич. статистики и кибернетики), а также результаты конкретных
исследований.
Структура педагогики и система педагогических
дисциплин. В рамках П. существует ряд относительно самостоятельных
разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитат. процесса.
Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации
образования и обучения занимается дидактика (теория образования
и обучения); вопросы формирования нравственных качеств личности, политич.
убеждений, эстетич. вкусов, организации разнообразной деятельности уч-ся
составляют предмет теории и методики воспитания. Исследованием совокупности
всех организационно-пед. проблем, связанных с управлением нар. образованием,
сетью и структурой учебно-воспитат. учреждений и руководством их деятельностью,
занимается школоведение.
В целях конкретизации н.-и. работы в области
П. и углублённого проф. изучения П. как учебного предмета возникает потребность
в выделении специфич. особенностей воспитания и обучения отд. возрастных
или профессионально ориентированных групп населения (дети дошкольного возраста,
уч-ся общеобразовательных школ, профессионально-технич., средних спец.
или высших уч. заведений, военнослужащие и т. д.). В этом случае условно
говорят о П. дошкольной, школьной, вузовской и т. п. и рассматривают вопросы
организации и методов воспитания и обучения данного контингента уч-ся с
учётом специфики проявления в этих условиях педагогических закономерностей.
К собственно П. примыкают методики преподавания
отдельных уч. дисциплин, изучаемых в уч. заведениях различного типа; дефектология,
исследующая
психофизиологич. особенности развития аномальных детей, закономерности
их воспитания, образования и обучения (с выделением узкоспециализированных
отраслей: теория и методика воспитания, образования и обучения глухих и
слабослышащих детей - сурдопедагогика; слепых и слабовидящих - тифлопедагогика,
с
недостатками умственного развития - олигофренопедагогика, с нарушениями
речи - логопедия); история педагогики, изучающая развитие теории
и практики воспитания, образования и обучения в различные историч. эпохи.
Основные этапы развития педагогики как
науки. Первые попытки осмысления практики воспитания с учётом потребностей
общества относятся к эпохе расцвета рабовладельческих гос-в в средиземноморских
странах. Высказывания о цели, задачах, содержании и средствах воспитания
(конечно, только для свободнорождённых) занимали видное место в сочинениях
Демокрита,
Платона, Аристотеля и др. древнегреч. философов. Эти высказывания не
были самостоят. пед. теориями, а являлись компонентами филос. систем или
проектов организации общества. Для последующего развития пед. мысли большое
значение имели идеи древнегреч. философов об опоре воспитания на принципы
этики и психологии, о единстве умственного, нравственного и физич. воспитания,
о возрастной периодизации развития человека и др. (см. раздел Философия
в ст. Греция). В Др. Риме возник особый интерес к проблемам организации,
содержания и методов обучения в риторских школах.
Книга Квинтилиана
"О
воспитании оратора" явилась по существу первым спец. трудом, где был обобщён
опыт обучения, сформулированы требования к учителю и воспитателю, содержались
указания на необходимость учёта индивидуальных особенностей детей (см.
раздел Философия в ст. Рим Древний).
Пед. воззрения европ. народов в эпоху средневековья
испытали сильное влияние христианства, ставшего господствующей религией
феод. общества в Европе; все взгляды на воспитание развивались исключительно
в рамках христ. богословия. Аналогичное положение было и в др. регионах
земного шара, где господствовали иные религиозные идеологии (ислам,
буддизм).
Стремление к освобождению человеческой
мысли от религиозных догматов, возрождение интереса к самому человеку и
его повседневной деятельности, характерное для эпохи разложения феод. общества
и зарождения капиталистич. обществ. отношений (14-16 вв.), отразились и
на пед. воззрениях. В различных по жанру сочинениях гуманистов эпохи Возрождения
(Т.
Мор,
Т.
Кампанелла, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле,
М.
Монтенъ
и
др.) выдвигались идеи всестороннего и гармоничного развития духовных и
физич. сил человека, светского образования на базе усвоения культурного
наследия античного мира и достижений бурно развивавшихся в тот период научных
знаний.
История П. как целостной теории воспитания
человека начинается с эпохи первых бурж. революций в Европе и связана с
именем чеш. мыслителя Я. А. Коменского, к-рый, обобщив и теоретически
осмыслив практику европ. воспитания, создал стройную пед. систему. В "Великой
дидактике" Коменского рассмотрены осн. проблемы обучения и воспитания.
Коменский явился основоположником классно-урочной системы обучения.
Пед.
теория Коменского была органич. частью его широкой социально-политич. концепции,
изложенной в капитальном труде "Общий совет об исправлении дел человеческих",
одна из частей к-рого ("Пампедия") полностью посвящена пед. вопросам. В
частности, в ней впервые сформулирована и раскрыта идея непрерывного образования
и воспитания человека на протяжении всей жизни, изложены требования к подготовке
книг как главного инструмента образования и т. д. Начиная с эпохи Англ.
бурж. революции 17 в. в развитии пед. мысли можно выделить два осн. течения:
с одной стороны, продолжала сохранять господствующее положение клерикально-феод.
концепция воспитания, с другой - начинает складываться новая, бурж. трактовка
воспитания как средства формирования деятельного человека, подготовки его
к жизненной борьбе за собственное благополучие. Яркое выражение новые идеалы
воспитания получили в трудах английского философа-просветителя Дж. Локка,
выдвинувшего
на первый план проблемы нравств. и физич. воспитания и явившегося родоначальником
утилитаристского подхода к образованию и обучению. Важное значение имела
борьба Локка против теории врождённых идей. В 18 в. теоретич. разработка
вопросов воспитания осуществлялась гл. обр. в рамках
Просвещения. Опираясь
на учение Локка о природном равенстве людей, передовые франц. мыслители
(К. А. Гельвеции, Д.
Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) развивали
положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности. Дидро,
в частности, одной из основных задач воспитания считал развитие индивидуальности
человека. Франц. материалистами обосновывалась и популяризировалась идея
реального образования, к-рое должно было вытеснить т. н. схоластич. образованность.
Наибольший вклад в развитие пед. мысли в 18 в. внёс Ж. Ж. Руссо, явившийся
основоположником концепции естеств., свободного воспитания. Руссо предпринял
попытку наметить задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей,
исходя из особенностей их физич. и духовного развития на различных возрастных
этапах, выдвинул требование активизировать методы обучения детей. Влияние
идей Руссо прослеживается в демократич. проектах реформы нар. образования
во Франции в период революции 1789-93, в деятельности нем. филантропистов
(И. Б. Базедов, X. Г. Зальцман, И. Г. Кампе и др.), создавших оригинальные
пед. учреждения интернатного типа и положивших по существу начало теоретической
разработке П.
Пед. мысль 18-19 вв. испытала воздействие
ряда положений нем. классич. философии (И. Кант, И. Г. Фихте,
Г.
В. Ф. Гегель). В разработке же собственно пед. проблематики важным
этапом была деятельность швейцарского педагога-демократа И. Г. Песталоцци,
к-рый
попытался построить теорию воспитания и обучения на базе данных психологии.
Опыт и мысли Песталоцци, касавшиеся развития ребёнка в процессе обучения
и воспитания, вопросов трудового обучения, методов первонач. обучения чтению,
письму, счёту, географии и др., явились стимулом для развития науки о воспитании
в 1-й пол. 19 в. Песталоцци был первым теоретиком нар. школы.
В 1-й пол. 19 в. нем. педагог, психолог
и философ И. Ф. Гербарт сделал попытку представить П. в виде научно
обоснованной теории, опирающейся на философию и психологию (первая обосновывает
цели воспитания, вторая позволяет отыскать правильные пути достижения этих
целей). Ряд положений Гербарта (роль интереса в обучении, воспитывающий
характер обучения, структура уч. процесса и др.) был использован в последующем
развитии П. Однако вместе с этим бурж. педагогами были усвоены и консервативные
стороны учения Гербарта, нашедшие выражение в его теории управления детьми,
к-рая по существу приводила к подавлению личности ребёнка с помощью детально
разработанной системы ограничений и наказаний.
Значит. вклад в разработку П. вообще и
дидактики в особенности внёс нем. педагог-демократ 19 в. Ф. А. В. Дистервег,
к-рый
в качестве одного из важнейших принципов воспитания выдвинул принцип культуросообразности
- учёта в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории,
экономики, характерных для страны и народа. Этот принцип наряду с идеей
природосообразности воспитания (к-рую обосновывали, трактуя её, правда,
различно, Коменский, Руссо, Песталоцци) значительно обогатил П.
В кон. 19 в. возникло движение т. н. реформаторской
П. Её сторонники выражали интересы различных слоев буржуазии (боровшихся
между собой, но единодушно выступавших против пролетариата и его идеологии),
но вместе с тем они критиковали схоластич. содержание и догматич. методы
обучения в школе, подавлявшей личность уч-ся. Представители различных течений
реформаторской П. ("нового воспитания", "трудовой школы", "движения за
художественное воспитание", "педагогики личности" и др.) выступали за свободное
развитие индивидуальности каждого ребёнка, разработку новых организац.
форм и методов обучения, изменение содержания школьного образования, усиление
воспитательного аспекта деятельности школы. Идеи и концепции таких деятелей
реформаторской П., как Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Л. Гурлитт,
Г. Шаррельман, О. Декроли, М. Монтессори, А. Ферьер и др.,
господствовали в буржуазной П. до сер. 20 в., но сохранили в той или иной
мере своё влияние и до наст. времени.
В России в 16-17 вв., в противовес христианско-феод.
концепции воспитания как преодоления первородной греховности человека и
выработки у него чувства смирения, покорности и религиозности, начинают
распространяться гуманистич. взгляды на человека (деятели братских школ,
Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и др.), выражавшиеся, правда, часто
в понятиях и терминах православного вероучения.
В 18 в. в связи со становлением первой
гос. системы школ, закреплённой уставом 1786, рус. пед. мысль была связана
с обоснованием различных вариантов этой системы (ф. ф. Салтыков, Феофан
Прокопович,
В.
Н. Татищев и др.). Взгляды на задачи, содержание и методы воспитания
и обучения отражали гл. обр. интересы "просвещённого абсолютизма" и испытали
довольно сильное влияние идей франц. просветителей, с к-рыми были хорошо
знакомы передовые рус. мыслители (И. И. Бецкой,
Н. И.
Новиков
и
др.). В конце 18 в. начинает развиваться дидактика, что было связано с
необходимостью обеспечить расширявшуюся сеть школ учебниками и уч. пособиями,
а учителей - рекомендациями по организации и методике обучения (Ф. И. Янкович
де Мириево).
До 60-х гг. 19 в. прогрессивные пед. идеи
в России развивались преимущественно в русле революционно-демократич. обществ.
мысли и составляли её органич. часть (А. Н. Радищев, А. И. Герцен,
В.
Г. Белинский, А. Н. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский,
Д.
И. Писарев и др.). Внимание революционеров-демократов привлекали
вопросы, связанные с выяснением сущности, цели и задач воспитания, с содержанием
и методами воспитания и образования и т. д. Целью воспитания они считали
подготовку гражданина-патриота с революционно-материалистич. мировоззрением,
непримиримого борца с обществ. злом, широко образованного и трудолюбивого.
Общий подъём освободит. движения, начавшийся
с сер. 50-х гг. 19 в., вызвал к жизни широкое общественно-пед. движение,
к-рое носило антикрепостнич. характер. В обсуждении проблем воспитания
и подготавливавшейся школьной реформы принимали участие видные учёные,
писатели, деятели нар. образования (Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой,
Н.
X. Вессель и др.). В центре внимания находились вопросы назначения школы,
гуманизации воспитания, изменения характера образования и методов обучения
и т. п. Развернулась борьба против некритич. использования зарубежных пед.
теорий и воспитательных систем, началось движение за создание нац. системы
воспитания. Всё это способствовало выделению П. в самостоят. отрасль науч.
деятельности, разработке её на проф. уровне. Становление П. как науки в
России связано с именем К. Д. Ушинского, к-рый, творчески использовав
всё положительное, что было достигнуто П. и психологией к сер. 19 в., создал
стройную психолого-пед. концепцию и на её основе теорию воспитания и обучения.
Ушинский подошёл к пониманию детерминированности воспитания социально-экономич.
условиями жизни людей; различение социального формирования человеческой
личности и воспитания как целенаправленной деятельности по социальному
воспроизводству человека ("воспитание в широком и тесном смысле слова",
по терминологии Ушинского) позволило ему вычленить предмет П. как науки.
Комплексное рассмотрение проблем человека в свете данных всех наук, изучающих
его самого и условия его существования, дало Ушинскому возможность заложить
основы пед. антропологии, к-рая была для него наукой о воспитании развивающегося
человека, т. е. собственно П. Исследование этих фундаментальных проблем
явилось базой для серьёзно обоснованной теории образования и обучения,
на основе к-рой были созданы лучшие из дореволюц. учебников для нар. школы
и разрабатывались методы учебно-воспитат. работы. Под влиянием идей Ушинского
и при активном участии его последователей в конце 19 - нач. 20 вв. начинают
широко разрабатываться как общие проблемы педагогики и дидактика (П. Ф.
Каптерев,
В.
П. Острогорский, В. П. Вахтеров, Н. Ф.
Бунаков,
И.
Н. Ульянов, П. Ф. Лесгафт и др.), так и методики преподавания
отд. учебных предметов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д.
Д. Семёнов и др.).
Пед. идеи Ушинского оказали влияние на
развитие пед. мысли др. народов России (Я. С. Гогебашвили, И. Я.
Яковлев, Г. Агаян, И. Алтынсарин, Р. Эфендиев и др.).
Поворотным пунктом в становлении и развитии
подлинно научной П. явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом
в
сер. 19 в. теории диалектик, и историч. материализма. Сформулированное
основоположниками научного коммунизма положение о том, что сущность человека
- это совокупность общественных отношений, которые он "переносит" на себя
в процессе общественно-практической деятельности , что люди, активно воздействуя
на окружающую природу и общественную среду, изменяют тем самым и свою собственную
природу, выявило пути и факторы социального формирования личности. В трудах
Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе
и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне
и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнич.
образования; формы и методы соединения обучения с производит. трудом; соотношение
между семейным и обществ. воспитанием и др. Маркс и Энгельс разработали
теорию коммунистического воспитания нового человека. Они показали,
что реализация этой теории возможна только после установления власти рабочего
класса.
Осн. положения марксистского учения о воспитании
были развиты и конкретизированы В. И. Лениным: в социалистич. обществе
у подрастающего поколения должно быть сформировано материалистич. мировоззрение,
выработаны коммунистич. убеждения и высокие нравственные качества. Средствами
для достижения этой цели являются широкое науч. образование на политехнич.
основе, связь обучения с производит. трудом, активное участие молодёжи
в практике строительства нового общества. Учение Ленина о социалистич.
культуре, просвещении и коммунистич. воспитании стало основой сов. П.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я