ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
подготовки пед. кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной
школы и др. учебно-воспитат. учреждений в пед. ин-тах, уч-щах и ун-тах;
в широком смысле - подготовка пед. и научно-пед. кадров для уч. заведений
всех типов, включая проф.-технич., средние специальные и высшие. (См. Высшее
образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое
образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации
и
статьи об отраслях спец. образования, напр. Филологическое образование,
Музыкальное образование.)
В дореволюционной России осн. типом уч.
заведений для подготовки учителей нач. школы были учительские семинарии.
Учителей
нач. школы готовили также пед. классы женских гимназий,
женских
епархиальных
училищ и женский педагогич. ин-т в Петербурге. При нек-рых высших
начальных училищах и прогимназиях имелись 2-годичные педагогич.
курсы. Для цер-ковно-приходских школ учителей готовили
церковно-учительские
школы, а также второклассные учительские школы. Многие учителя,
особенно на окраинах страны, не имели пед. образования и получали звание
учителя после сдачи спец. экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ
готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские
семинарии и ин-ты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии
можно было поступить только D учительский ин-т, по окончании учительского
ин-та- в коммерческий ин-т. Нек-рые пед. уч. заведения благодаря усилиям
прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитат.
работы. Учителями ср. уч. заведений назначались, как правило, лица, окончившие
ун-ты и нек-рые высшие уч. заведения непедагогич. профиля, а также духовные
академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные
пед. ин-ты при ун-тах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском
(1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском
(1834). Среди пед. институтов, выделялся Петербургский, созданный в 1804
на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический
институт. В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы
университетского
типа, готовившие учителей гл. обр. женских ср. уч. заведений и младших
классов мужских ср. школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы
воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский пед. ин-т
в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский ин-т в Киеве
и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологич. ин-т
- высшее медико-пед. уч. заведение для подготовки врачей, учителей и юристов.
Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова,
К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева,
А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему
П. о., от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего
образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в
1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911
в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые
давали пед. подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные
пед. уч. заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной
школы в учителях.
П. о. в СССР. Окт. революция 1917 коренным
образом изменила характер нар. образования, систему подготовки учителей,
классовый и нац. состав студенчества в пед. уч. заведениях. Определяющее
значение для строительства новой школы (в т. ч. системы подготовки учителей)
имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью
Наркомпроса. Становление сов. системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской,
А. В. Луначарского, Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потёмкина,
И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие
специализированные школьные, дошкольные и другие пед. уч. заведения и курсы,
к-рые затем объединялись в пед. вузы. Дореволюционные учительские семинарии
были преобразованы в 4-годичные ин-ты нар. образования, остальные - в постоянно
действующие пед. курсы для подготовки учителей нач. школы. В 20-е гг. в
РСФСР сложилась следующая система П. о.: пед. техникумы (с 1937 - пед.
уч-ща), пед. ин-ты и университетские пед. ф-ты. Пед. ин-ты и пед. ф-ты
университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки
преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных
сов. пед. вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К.
Крупской, в к-рой были заложены основы сов. системы П. о. В 1918 на базе
Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в
Петрограде - Гос. пед. ин-т (см. Ленинградский педагогический институт
им.
А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им.
В. П. Потёмкина) и областной пед. ин-ты (см. Московский областной педагогический
институт им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения).
В
1930 на базе пед. ф-та 2-го МГУ осн. Московский педагогический институт
(с
1941 - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового
просвещения (1920-21) и Индустриально-пед. ин-тим. К. Либкнехта (1923-42),
пед. ф-ты при ун-тах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Н. Новгороде,
Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных
педагогических
курсов, в т. ч. высших. В 30-е гг. сложилась в основном система пед.
уч. заведений. На базе пед. и других ф-тов ун-тов была создана сеть пед.
ин-тов, в т. ч. иностранных языков педагогических институтов.
Особое
внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера,
Ср. Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленингр. гос. пед. ин-т народов
Севера (в 1958 реорганизован в ф-т ин-та им А. И. Герцена). В связи с особенностями
развития женского образования в нек-рых республиках Ср. Азии и Закавказья
в качестве временной формы П. о. были созданы женские пед. уч. заведения
(впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего
семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е
гг. реорганизованы в пед. ин-ты и уч-ща). Началась подготовка учителей
по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное
образование). Для совершенствования системы П. о. большое значение
имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе
и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О работе высших учебных заведений
и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования,
улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по
улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим
и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему
совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода
ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной
школы" (1972). Основными типами совр. системы пед. уч. заведений являются
педагогические
училища (в т. ч. муз.-педагогические), индустриально-педагогические
техникумы, педагогические институты (в т. ч. иностранных языков), а
также ун-ты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных
учреждений и старших пионервожатых готовят пед. училища (на пед. работу
в школу направляется также часть выпускников других ср. спец. уч. заведений).
В уч. план подготовки учителей в пед. уч-щах включаются общеобразовательные
дисциплины, изучаемые в ср. школе, и специальные (методика преподавания,
анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена,
психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная
пед. практика. Учителей для ср. школы готовят пед. ин-ты и ун-ты. В пед.
ин-тах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: рус.
яз. и лит-pa, родной яз. и лит-pa, математика, физика, химия, биология,
география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная),
дефектология, физич. воспитание, музыка и пение, педагогика и методика
нач. обучения. По двухпрофильным специальностям (напр., биология и химия,
география и биология) и иностр. яз. установлен 5-летний срок обучения.
В уч. планы всех специальностей пед. ин-тов входят следующие дисциплины:
история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч.
коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и
эстетики и основы науч. атеизма), педагогика, история педагогики, психология,
методика преподавания предмета, школьная гигиена, физич. воспитание. Ведущее
место в уч. плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности.
Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретич.
подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая
и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории
развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, напр.
Историческое
образование, Механико-математическое образование и др.) Пед. уч. заведения
и ун-ты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях.
В 1974/75 уч. г. подготовку учителей осуществляли св. 400 пед. уч-щ (ок.
300 тыс. уч-ся), 199 пед. ин-тов, 63 ун-та (см. табл.). В 1974 в общеобразоват.
школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских
семинарий, 53 учительских ин-та, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей
для ср. школы готовят также нек-рые искусств институты, физической культуры
институты. О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение
(Народное образование) в статьях об отдельных странах. Н. В. Александров.
Подготовка учителей в СССР в педагогических
институтах и университетах (на 1 окт. 1974, тыс. чел.)
Специальность
|
Приём
|
Контингент
|
Выпуск
|
|||
пед. ин-ты
|
ун-ты
|
пед. ин-ты
|
ун-ты
|
пед. ин-ты
|
ун-ты
|
|
Русский язык
и лит-ра |
30,9
|
8,6
|
153,9
|
44,3
|
26,4
|
6,2
|
Родной язык и
лит-pa народов СССР |
7,9
|
4,5
|
42,8
|
25,5
|
8,1
|
3,8
|
Романо-германские
языки и лит-ра |
|
5,1
|
|
26,8
|
|
3,9
|
Иностранные языки
|
18,1
|
|
87,4
|
|
16,6
|
|
Математика
|
27,8
|
9,4
|
125,9
|
40,8
|
22,4
|
4,9
|
Физика
|
9,9
|
7,8
|
41,5
|
34,8
|
8,9
|
5,3
|
Биология
|
11,6
|
6,7
|
69,3
|
35,6
|
13,2
|
5,7
|
Химия
|
1,7
|
5,4
|
7,0
|
26,1
|
0,7
|
4,7
|
География
|
7,1
|
3,8
|
37,5
|
20,0
|
6,2
|
3,1
|
История
|
11,7
|
8,6
|
60,6
|
48,6
|
10,2
|
7,0
|
Черчение и рисование
|
2,8
|
|
11,8
|
|
1,6
|
|
Педагогика н
психология (дошкольная) |
5,1
|
|
25,0
|
|
4,6
|
|
Дефектология
|
2,1
|
|
9,7
|
|
2,0
|
|
Физическое воспитание
|
10,9
|
|
45,6
|
|
8,7
|
|
Музыка и пение
|
2,8
|
|
11,3
|
|
2,2
|
|
Общетехнические
дисциплины |
4,8
|
|
17,0
|
|
1,4
|
|
Педагогика Пи
методика начального обучения |
12, 4
|
|
56,4
|
|
10,3
|
|
Итого
|
227,5
|
|
1105,2
|
|
188,1
|
|
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я