ПЕДОЛОГИЯ

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais, род. падеж
paidos - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически
- совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич., социологич.
концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В совр.
зарубежной науке термин "П." не употребляется; вопросы, включавшиеся в
проблематику П., разрабатываются в общем русле развития детской и пед.
психологии. Возникновение П. было вызвано проникновением в психологию и
педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии
и экспериментальной педагогики; первые работы педологич. характера относятся
к нач. 20 в. (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман,
В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев
и др.).


В дореволюц. России П. была представлена
на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике
(1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистич. революции 1917 развилась
сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-pa, проведены конференция
(1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. "Педология" (1928-32). К
кон. 20-х гг. П. начала претендовать на роль "марксистской науки о детях",
монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая
психологию, анатомию и физиологию детского возраста.


Идеалистич. и механистич. установки П.,
её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном),
чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи
к-рых определялся т. н. коэффициент умственной одарённости уч-ся, отрицательно
сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили
школе. В этой связи ещё в начале 30-х гг. многие положения П. (проблемы
предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной
содержательной критике. Критика характерного для П. игнорирования собственной
деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии
ребёнка получила завершение в пост. ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 "О педологических
извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые
критич. выступления сов. педагогов против П. со ссылкой на это постановление
нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано
сов. учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными
с П. и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески
развивавшими педагогику и психологию.


Лит.: Петровский А. В., История
советской психологии, М., 1967.

А. В. Петровский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я