ПЕНИЕ

ПЕНИЕ вокальное искусство, исполнение
музыки голосом, иск-во передавать средствами певческого голоса идейно-образное
содержание муз. произведения, один из древнейших видов музыкального иск-ва.
П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным),
ансамблевым (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре
- квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным
аккомпанементом,
но
может осуществляться и без него - а капелла.
Осн. жанрами П. в классич.
музыке являются оперное П., связанное с драматич. действием, с театр. представлением,
включающее в себя все виды вокального иск-ва, и камерное - исполнение романсов,
песен, гл. обр. соло или небольшими
ансамблями. В лёгкой
музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий
множество стилей пения (в нар. манере, говорком, нараспев, в микрофон и
др.). Для исполнения проф. музыки голос должен быть специально приспособлен
и развит (см. Постановка голоса).


Существуют три осн. типа построения вокальных
мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое,
плавное, связное П.- кантилена, декламационный стиль, где П. воспроизводит
строение и интонации речи (речитативы, монологи), и колоратурный,
где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается ми. украшениями,
пассажами, исполняемыми на отд. гласные или слоги.


Различные нац. школы П. характеризуются
своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука.
Нац. школа П. как исторически сложившееся стилистич. направление оформляется
тогда, когда возникает нац. композиторская школа, выдвигающая перед певцами
определённые художественно-исполнительские требования. В нац. манере П.
находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент,
характер и др. качества, типичные для данной национальности.


Первой европ. школой П. была итальянская;
она сложилась в нач. 17 в. Выделяясь совершенной техникой бельканто
и
блестящими голосами, мн. её представители получили мировое признание.
Вокальность итал. языка и удобство для голоса итал. мелодий позволяют максимально
использовать возможности голосового аппарата. Итал. школа выработала эталон
классич. звучания голоса, к-рому в основном следуют остальные нац. школы
П. Высокое совершенство итал. певческого иск-ва оказало влияние на формирование
и развитие др. нац. вокальных школ - французской, отличительную особенность
к-рой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации
актёров франц. классич. трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей
требованиям, к-рые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших
нем. и австр. композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения
нар. песен, рус. школы. Рус. вокальная школа оформилась под влиянием художеств.
требований иск-ва рус. композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского,
М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И.
Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством
драматич. игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение
с живым, психологически окрашенным словом. Традициям рус. вокальной школы
следует сов. вокальная школа.


Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального
искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко
И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной
методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал.,
Л., 1972; ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., [1955].

Л. Б. Дмитриев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я