ПЕНТАТОНИКА

ПЕНТАТОНИКА (от греч. pente - пять
и tonos - тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы.
Осн. тип П.- бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская"
или "шотландская" гамма). Её звуки могут быть расположены по чистым квинтам.
В этом звукоряде между соседними ступенями возможны только два интервала
- малая терция и большая секунда. Для П. характерны бесполутоновые трёх-ступенные
попевки - трихорды (напр., ми - соль - ля). Из-за отсутствия полутонов
П. не свойственны острые ладовые тяготения. Звукоряд П. не выявляет определённого
тонального центра, поэтому функции главного тона может выполнять любой
из пяти звуков. Отсюда пять различных вариантов звукоряда П. при одном
и том же звуковом составе:

1924-7.jpg


П.- одна из закономерных стадий в развитии
муз. мышления (сов. музыковед Г. Л. Катуар называл её протодиатоникой).
Поэтому П. (или её рудименты) встречаются в древнейших пластах муз. фольклора
различных народов. В своём чистом виде П. распространена в музыке Китая,
Вьетнама, др. стран Востока, в СССР - у татар, башкир, бурятов и др. Элементы
пентатонного мышления свойственны и древнейшим рус. нар. песням.

1924-8.jpg

Танец мотыльков. Песня народов тхай
(Вьетнам).


1924-9.jpg

А. К. Лядов. 50 песен русского народа.
Свадебная.



Лит.: Козлов И. А., Пятизвучные
бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический
анализ, "Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском гос.
университете", 1928, т. 34; Гиршман Я., Пентатоника и её развитие в татарской
музыке, М., 1960; Квитка К. В., Ладовые системы в музыке славян и соседних
народов, в его кн.: Избр. тру,ды, т. 1, М.,1971; Riеmаnn n., Folkloristische
Tonalitatsstudien, Lpz., 1916. Ю.Н. Холопов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я