ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА
гносеологич.
понятия механи-стич. материализма, введённые англ. учёным Р. Бойлем
и
получившие широкую известность после "Опыта о человеческом разуме" (1690)
Дж. Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схоластике, напр.
у
Альберта Великого). Понимая под первичными качествами объективные
свойства материальных тел, Локк относил к ним протяжённость, величину,
фигуру, сцепление, положение, количеств. характеристики вообще, механическое
движение, покой, длительность (см. Д. Локк, Избранные философские произведения,
т. 1, М., 1960, с. 155). Вторичные качества, по Локку,- это субъективные
ощущения, не совпадающие со свойствами внешних объектов самих по себе;
к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и т. д.
Различение качеств по степени их объективности
встречается ещё у Демокрита, к-рый разграничивал субъективное знание "по
мнению", т. е. существующее в форме ощущений, и знание "по истине", т.
е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое
философами 17-18 вв., было непосредственно связано с атомистич. и механистич.
миропэниманием. Г. Галилей относил к достоверно существующим качествам
лишь те, к-рые выразимы геометрически. Т. Гоббс выделял в качестве
первичных качеств только пространственно-временные - протяжённость и движение.
Галилей, Р. Декарт, П. Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества
открываются в вещах лишь человеческим разумом, в то время как Локк считал,
что "идеи" первичных качеств доставляются непосредственно ощущениями. Незначительно
отличаясь друг от друга, эти теории П. и в. к. характеризуются такими общими
механистич. принципами, как абстрагирование от качеств. разнородности материи,
выделение как объективных лишь измеримых, механических свойств внешних
объектов.
Неспособность философии 17-18 вв. решить
поставленную Локком проблему объективного содержания ощущений открывала
возможность для субъективистских интерпретаций П. и в. к. Так, Дж. Беркли
по
существу отверг деление качеств на первичные и вторичные и объявил их все
чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в. к. с позиций
агностицизма,
Д.
Юм и И. Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внешних
объектов и перенесли субъективистское понимание вторичных качеств. на первичные.
В кон. 19-20 вв. эти идеалистич. взгляды явились предпосылкой теории познания
эмпириокритицизма, неореализмом, неопозитивизма.
Отрицание объективного
содержания вторичных качеств при одновременном признании объективности
первичных было характерно для нек-рых метафизически мыслящих материалистов,
склонных к пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектич.
материализм отвергает деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая
всякое ощущение как субъективный образ объективной реальности, отражающий
свойства вещей, но не тождественный им.
Л. А. Ляховецкий.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я