ПЕРЕДАЧА
в машинах, механизм,
служащий
для передачи непрерывного вращательного движения. При помощи П. в различных
приводах
осуществляют
понижение (или повышение) скорости; ступенчатое или бесступенчатое регулирование
скорости; изменение направления движения; приведение в движение неск. механизмов
одним двигателем. Осн. характеристики П.: передаваемый момент, угловая
скорость, передаточное число, коэфф. полезного действия. Различают
след. типы П.: механич. (в т. ч. с твёрдыми звеньями, гидравлич., пневматич.)
и электрич. П. Механические П., основанные на использовании зацепления,
напр. зубчатая передача, цепная передача, червячная передача,
и
П. трения, напр. ремённая передача и фрикционная передача,
получили
распространение в приводах с постоянным передаточным отношением, а также
в приводах малой и средней мощности с изменяемым передаточным отношением:
в коробках скоростей и вариаторах станков, автомобилей, тракторов.
Гидравлические и электрические П., позволяющие передавать большие мощности
и имеющие простую и удобную систему автоматич. регулирования, применяются
в различных областях машиностроения, особенно в приводах тяжёлых транспортных
машин.
И. Г. Герцкис.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я