ПЕРЕДВИЖНИКИ
художники, входившие
в прогрессивное российское демократическое художественное объединение -
Т-во передвижных художественных выставок. Товарищество образовалось в 1870
в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и
В. Г. Перова в процессе борьбы передовых художественных сил страны за демократич.
идеалы и в противовес официальному центру иск-ва - петерб. Академии художеств
(см. Академии художественные). Т-во развивало лучшие традиции Артели
художников, руководитель которой И. Н. Крамской стал идейным вождём
нового объединения. П. находились под воздействием обществ. и эстетич.
взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации
и опеки АХ в создании, показе и реализации своих произв., они организовали
внутр. жизнь Т-ва на кооп. началах, развернули просветительную деятельность.
С 1871 Т-во устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после
чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др.
городах. Решительно порвав с канонами и идеалистич. эстетикой академизма,
иск-во
П. имело своей основой творческий метод критич. реализма. П. обратились
к правдивому, с демократич. позиций изображению жизни и истории народа,
родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам
трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту,
а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов,
невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистич. иск-ве П. нашли решительное
осуждение росс. самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано
освободит. движение рус. народа.
Характерные для П. картины отличались большой
силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации,
умением через отд. образы и сюжеты представлять целые классы и сословия.
Ведущими жанрами в иск-ве П. были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее
полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо
утверждать демократич. идеалы. значит. развитие получили также ист. жанр
и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-филос.
проблемы.
Творчество П. в период своего расцвета
в 1870-90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни,
всё большей естественности и свободы изображения. На смену неск. скованной
и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая
манера, передача свето-воздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов,
цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины,
отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения,
к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве
П. критич. реализм достиг в рус. изобразит. иск-ве своей кульминации. Новаторское,
подлинно народное искусство П. служило действенным средством демократич.,
обществ., нравств. и эстетич. воспитания мн. поколений и в конечном счёте
стало важным фактором развития рус. освободит. движения, помогало росту
революц. сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели рус. революц.
движения и рус. культуры дали высокую оценку творчеству П.
Товарищество объединяло почти все наиболее
талантливые художеств. силы страны. В его состав в разное время входили
(помимо инициаторов) И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М.
Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий,
А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко,
И. И. Левитан, В. А. Серов и др. Участниками выставок Товарищества были
Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др. Большую роль в развитии
искусства П. играл критик-демократ В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая
в свою галерею произв. П., оказывал им важную материальную и моральную
поддержку. Авторитет и обществ. влияние Т-ва неуклонно росли. Самодержавие
вынуждено было отказаться от первоначальной тактики зажима и травли П.
Оно делало попытки подчинить себе их деятельность, чтобы поднять значение
АХ, переживавшей глубокий кризис. В 1890-х гг. в состав АХ вошли видные
члены Т-ва (Репин, В. Маковский, Шишкин и др.). В числе П. были художники
Украины, Латвии, Армении и др., оказавшие большое влияние на развитие своих
нац. художеств. школ по пути реализма, народности и демократич. идеалов.
Огромное значение для развития рус. реалистич. иск-ва имела педагогич.
деятельность П. (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. Н. Крамской,
А. К. Саврасов, А. И. Куинджи, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов и др.). На
рубеже 19-20 вв. иск-во ряда П. стало утрачивать глубину отражения жизни,
обличит. пафос. Т-во теряло былое обществ. влияние, но осн. ядро П. до
конца сохранило верность реализму и демократич. идеалам. В 1890-1900-х
гг. в творчестве передовой группы П. появлялись социалистич. идеи, отражавшие
развитие рабочего движения, рождались элементы социалистич. иск-ва (Н.
А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.). Мн. П. вошли в сов. художеств.
культуру, явились носителями великих реалистич. традиций 19 в. и помогли
формированию иск-ва социалистич. реализма. Т-во П. распалось в 1923. Его
члены влились преим. в АХРР, продолжая в новых историч. условиях
служить своим иск-вом народу.
Г. Е. Передельский. Г. П. Передерий.
Лит.: Бурова Г., Гапонова О., Румянцева
В., Товарищество передвижных художественных выставок, т. 1 - 2, М., 1952-59;
Гомберг-Вержбинская Э. П., Передвижники, 2 изд., Л., 1970; Передвижники.
[Альбом. Авт. текста и сост. А. В. Парамонов, М., 1971].
А. К. Лебедев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я