ПЕРЕНОС
перескок, анжамбеман (франц.
enjambement, от enjamber - перешагнуть), в стихосложении несовпадение синтаксич.
паузы,
остановки,
с ритмической - концом стиха, полустишия, строфы. В классич. стихе различались
3 вида П.: rejet (конец фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet
(начало фразы захватывает конец предыдущего стиха), doublerejet (фраза
начинается в конце предыдущего стиха, кончается в начале следующего). Если
П. немногочисленны, то они служат сильным средством интонац. выделения
отсечённых стихоразделом отрезков фразы; если П. многочисленны, они создают
интонацию сильно прозаизированную, почти заглушающую стихотворный ритм
(особенно в драматич. стихе). Избегание П. было свойственно классицизму,
культивирование их - романтизму и нек-рым поэтич. школам 20 в. Мне всё
равно, каких среди Лиц - ощетиниваться пленным Львом, из какой людской
среды Быть вытесненной - непременно... (М. Цветаева).
Лит.: Шенгели Г., Техника стиха,
М., 1960. М. Л. Гаспаров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я