ПЕРОВ
Василий Григорьевич [21.12.1833
(2.1.1834) или 23,12.1833 (4.1.1834), Тобольск,- 29.5(10.6).1882, с. Кузьминки,
ныне в черте г. Москвы], русский живописец. Учился в Арзамасской школе
живописи А. В. Ступина (1846-49; с перерывами) и в Моск. уч-ще живописи,
ваяния и зодчества (1853-61) у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко.
Пенсионер АХ (1862-69, до 1864 в Париже). Чл.-учредитель Т-ва передвижных
художеств. выставок (см. Передвижники). В нач. 60-х гг. П. создал
ряд обличит. жанровых картин: подробно рассказывая о несложных будничных
событиях, усиливая и заостряя (вплоть до гротеска) социальные характеристики
персонажей, П. указывал на конкретных носителей обществ. зла в крепостнич.
России ["Сельский крестный ход на пасхе" (1861), "Чаепитие в Мытищах" (1862;
илл. см. т. 4, стр. 187)-обе в Третьяковской гал.]. Стремясь преодолеть
пестроту академич. живописи, П. в этих картинах использовал коричневые
и серые цвета, к-рые сближал друг с другом посредством светотени. Работы
парижского периода отмечены растущим интересом к человеческой индивидуальности,
тягой к тональному колориту ("Слепой музыкант", 1864, Третьяковская гал.).
Во 2-й пол. 1860-х гг. критич. тенденции в творчестве П. реализуются в
произв., проникнутых сочувствием и состраданием к нищему, обездоленному
люду. В картинах, ставших лаконичнее по композиции, выдержанных в единой
серовато-коричневой гамме, большое значение приобретает пейзаж, получивший
"социальный" характер и создающий общий эмоциональный строй произв. ("Проводы
покойника", 1865, "„Тройка". Ученики мастеровые везут воду", 1866, "Утопленница",
1867, "Последний кабак у заставы", 1868,- все в Третьяковской гал.). Во
2-й пол. 1860-х гг. П. создал ряд картин, близких по жанру к портрету,
в к-рых стремился передать индивидуальные качества людей из народа, их
способность глубоко мыслить и чувствовать ("Фомушка-сыч", 1868, "Странник",
1870,- обе в Третьяковской гал.)· В нач. 70-х гг. в поисках положит. героев
П. работал над портретами представителей передовой рус. интеллигенции,
подчёркивая в них творческое начало. Для портретов П. характерны объективность
отношения к модели, точность социальной характеристики, единство композиции,
позы и жеста с психологич. состоянием человека (портреты: А. Н. Островского,
1871, В. И. Даля и Ф. М. Достоевского - оба 1872; все три-в Третьяковской
гал.). В 1870-80-х гг., в условиях роста обществ. противоречий в пореформенную
эпоху, когда были исчерпаны возможности просветительской критики действительности,
П. испытал идейный кризис (в 1877 порвал с передвижниками): от обличит.
жанровых тем он перешёл преим. к бытописательским "охотничьим" сценам ("Птицелов",
1870, "Охотники на привале" и "Рыболов"-обе 1871; все три - в Третьяковской
гал.), а также к ист. живописи, потерпев в ней ряд творческих неудач ("Суд
Пугачёва", 1875, Ист. музей, Москва). Преподавал в Моск. уч-ще живописи,
ваяния и зодчества (1871-82). Ученики: Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М.
В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Илл. см. также к статьям Передвижники,
Портрет, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
В. Г. Пиеров. "Охотники на привале"
1871. Третьяковская галерея.
В. Г. Перов.
С. Л. Перовская.
Лит.: Собко Н. П., В. Г. Перов.
Его жизнь и произведения, СПБ, 1892; Фёдоров-Давыдов А. А., В. Г. Перов,
[М.]. 1934; Архангельская А. И., В. Г. Перов, М., 1950. Д. В. Сарабъянов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я