ПЕСТАЛОЦЦИ
(Pestalozzi) Иоганн
Генрих (12.1.1746, Цюрих,-17.2.1827, Бругг), швейцарский педагог-демократ,
один из основоположников дидактики начального обучения. Окончил два курса
коллегиума Каролинум. Возглавлял "Учреждение для бедных в Нёйхофе" (1774-80),
приют для сирот в Станце (1798-99), ин-тыв Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне
(1805-25). Автор многочисленных пед. трудов, из к-рых главными являются
получившие мировую известность "Лингард и Гертруда" (1781-87), "Как Гертруда
учит своих детей" (1801), "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799),
"Лебединая песня" (1826). В 1792 Законодательным собранием Французской
республики П. было присвоено звание "гражданин Французской республики".
В мировоззрении П. идеи франц. просветителей, гл. обр. Ж. Ж. Руссо, сочетались
с теориями нем. философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте
и др. П. считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано
развивать присущие человеческой природе духовные и физич. силы в соответствии
со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие
осуществляется путём последоват. упражнений вначале в семье, затем в школе
в определённой системе и последовательности. Теория элементарного образования
П. включает умственное, нравственное, физич. и трудовое образование, к-рые
осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить
гармонич. развитие человека. Выдвинутую П. идею развивающего обучения К.
Д. Ушинский назвал великим открытием (см. Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95).
П. разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению
и речи, значительно расширил содержание нач. обучения, включив в него элементарные
сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику. П. выступал
за создание такой школы, к-рая "...удовлетворяла бы потребностям народных
масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием
их собственных рук" (Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, 1957, с. 279).
Соч.: Samtliche Werke.hrsg. von A. Buchenau,
e. Spranger, n. Stettbacher, e. Dejung, Bd 1-17 - A, 18-21, 23, 25, В.-
Lpz.- Zurich, 1927-73; Samtliche Briefe, hrsg. von Pestalozzianum und von
der Zentralbibliothek in Zurich, Bd 1-13, Zurich, 1946-71; в рус. пер.-
Избр. педагогические произведения. Под ред. n. ф. Щабаевой. [Подг. текста,
вводная статья и прим. В. А. Ротенберг], т. 1-3, М., 1961 - 65.
Лит.: Крупская Н. К., Песталоцци,
Педагогические сочинения, т. 1, М., 1957; её же, К главе о Песталоцци,
там же, т. 4, М., 1959; Пинкевич А. П., Медынский Е. Н., И. Г. Песталоцци.
Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику, М., 1927; Пинкевич А.
П., И. Г. Песталоцци, М., 1933; pотенберг В. А., Педагогическая деятельность
И. Г. Песталоцци, "Советская педагогика", 1952, № 3; её же, И. Г. Песталоцци
о соединении обучения с трудом и подготовке к деятельности в промышленности,
там, же, 1962, № 7.
В. А. Ротенберг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я