ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА В ЯЗЫКОЗНАНИИ
группа
учеников И. А. Бодуэна де Куртенэ по Петерб. ун-ту, развивавшая
его общелингвистич. взгляды 1900-х гг. "Старшее" поколение П. ш. в я. представляет
Л. В. Щерба, в работах к-рого отразились прежде всего общефонетич.
и фонологич. воззрения Бодуэна де Куртенэ. Другие, более молодые ученики
Бодуэна, входившие в П. ш. в я., - Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский,
Б.
В. Томашевский. Близки этой школе нек-рыми своими взглядами были
также К. Буга, М. Фасмер. В кон. 10 - нач. 20-х гг. к П.
ш. в я. тяготели С. И. Бернштейн, В. В. Виноградов, Н. В.
Юшманов.
Осн. положения, объединявшие П. ш. в я.,- понимание языка как формы
коллективного мышления, как языковой деятельности; внимание к социальным
факторам языковой эволюции; последовательное различение сознательного и
бессознательного в языковом мышлении и интерес к "чутью языка"; оригинальное
понимание соотношения исто-рич. и описат. языкознания; разработка идеи
языковых уровней.
Лит.: Леонтьев А. А., И. А. Бодуэн
де Куртенэ и Петербургская школа русской лингвистики, "Вопросы языкознания",
1961, № 4. А. А. Леонтъев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я