ПЕТРАРКА

ПЕТРАРКА (Petrarca) Франческо (20.7.1304,
Ареццо,- 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского
нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье,
в 1320- в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом
ордена францисканцев). Родоначальник гуманистич. культуры Возрождения,
П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал
схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение
поэтич. творчеству. Филос. трактат на лат. яз. "О презрении к миру" ("Secretum",
1342-43) отразил столкновение духовного "Я" поэта, стремящегося к лит.
славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетич. моралью, от к-рой он
ещё не освободился. Жажда поэтич. славы прозвучала и в краткой автобиографии
"Письмо к потомкам" ("Posteritati", 1374). П.- один из первых европ. гуманистов,
идеализировавших антич. мир. Он - автор лат. поэмы "Африка" (1339-1342),
повествующей в стиле "Энеиды" Вергилия о 2-й Пунической войне, а также
пастушеских эклог аллегорич. содержания "Буколики" ("Bucolicum carmen",
1346-57).


В лирике П. на итал. яз. есть политич.
стихи. В канцоне "Моя Италия" П. с горечью пишет о раздробленности страны,
об анархии и междоусобицах. Другую канцону- "Благородный дух" он посвятил
Кола
ди Риенцо,
к-рого призывает спасти итал. народ. Но особое значение
в творчестве П. имеет любовная лирика, посв. Лауре - женщине, к-рую он,
по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньсре состоит из 2 частей
-"На жизнь мадонны Лауры" и "На смерть мадонны Лауры" и содержит 317 сонетов,
29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала.

Ф. Петрарка. Инициал из рукописи "О
средствах против всякой фортуны". Ок. 1380. Нац. библиотека Сан-Марко.
Венеция.



Это своеобразный поэтич. дневник, где также
проявилось противоречие между аскетич. ср.-век. сознанием и утверждением
нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией,
а также со школой "дольче стиль нуово", лирика П. вместе с тем представляет
новый этап в развитии итал. и европ. поэзии. Изображение любимой женщины
стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей
их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии,
но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны,
стилистич. приёмы (антитеза и риторич. вопрос), отражающие смятенное состояние
его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармонич.
характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорич. поэму
"Триумфы" (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом.
Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европ. поэзии (т. н. петраркизм).
Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итал. лит. яз.

Ф. Петрарка. "Стихи" (Венеция, 1756).
Фронтиспис. Гравюра Ф. С. Фонтебассо.



Соч.: Edizione nazionale della opere di
F. Petrarca, v. 1, 10 - 14, Firenze, 1926-43; в рус. пер.- Избр. лирика,
[пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М.,
1963 [сост., преднсл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н.
Томашевского, М., 1974.


Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской
литературы, т. 1 - 2, М., 1963- 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература.
Возрождение и Просвещение, n., 1966; Парандовский Я., Петрарка, "Иностранная
литература", 1974, № 6; Xлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма,
М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961; Сurаto В., Intrpduzione a
Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2,
[Mil., 1965]; QuagliО a. e., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The
icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.- N. Y.], 1969 (лит.);
Berg in Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.). Н. Г. Елина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я