ПЕТРОВ-ВОДКИН
Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878,
Хвалынск, ныне Саратовской обл.,- 15.2.1939, Ленинград], советский живописец,
засл. деят. иск-в РСФСР (1930). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и
зодчества (1897-1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901)
и в частных академиях Парижа (1905-08). Посетил Италию (1905) и Сев. Африку
(1907). Чл. объединений "Мир искусства"
(с 1911) и "Четыре искусства"
(с
1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние нем. и франц. мастеров
символизма
и "модерна"
(Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.),
а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистич.
тенденций в рус. живописи.
К. С. Петров-Водкин . Автопортрет. 1918.
Русский музей. Ленинград.
С нач. 10-х гг. элегич. созерцательность,
невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ
("Берег", 1908, "Сон", 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной
напряжённостью и пластич. ясностью образов, остро-ритмизов. компактной
композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911;
все три - в Рус. музее, Ленинград). Картина "Купание красного коня" (1912,
Третьяковская гал.), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие
новой ист. эпохи, знаменует окончат. переход художника от туманных аллегорий
к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного
соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному
целому. Ощутимый в этом произв. П.-В. интерес к итал. живописи раннего
Возрождения и рус. иконописи во многом определяет гармонич. просветлённость
и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход
П.-В. от классич. перспективы в пользу т. н. сферической, достигаемой использованием
неск. точек зрения, наклоном вертикальных композиц. осей, разворотом плоскостей
к зрителю и позволяющей совместить разноврем. эпизоды, подчеркнуть момент
движения, охватить обширное пространство ("Полдень", 1917, "Утренний натюрморт",
1918, илл. см. т. 17, табл. XXV, стр. 352-353; оба произв.- в Рус. музее).
В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции
(добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористич. задачи (объединяя
все формы и планы с помощью трёх осн. цветов-красного, жёлтого и синего).
В сов. время П.-В. стремится к постижению сути ист. перелома в судьбе страны
во взаимосвязи с "космическим", "планетарным" осмыслением реальности, к
чувственно-конкретной передаче трагич. и героич. жизненных коллизий, открытию
в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым
пафосом революц. борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематич.
композиции ("1918 год в Петрограде", 1920, Третьяковская гал.; "После боя",
1923, Центр. музей Сов. Армии, Москва; "Смерть комиссара", 1928, илл. см.
т. 9, табл. XIX, стр. 192- 193), пишет аналитически-строгие портреты (портрет
А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия
портретно-жанровые композиции ("Девушка в сарафане", 1928), обострённо
передающие конструктивность предметного мира натюрморты ("Черёмуха в стакане",
1932; все три произв.- в Рус. музее). В 20-30-е гг. П.-В. много работает
как график и театр. художник. Среди его лит. произв. (рассказы, повести,
пьесы, очерки, теоретич. статьи) выделяется автобиографич. "Моя повесть"
(1-я ч., "Хлыновск", 1930; 2-я ч., "Пространство Эвклида", 1932; вместе
с очерками "Самаркандия" переиздана, Л., 1970). С первых лет Сов. власти
П.-В. был одним из реорганизаторов системы художеств. образования [в 1918-1933
преподавал в Гос. свободных художеств, учебных мастерских - Ин-те живописи,
скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
Илл. см. на вклейках - к стр. 496 и табл.
XXVII (стр. 512-513).
Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин,
[М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878 - 1939. Каталог выставки, М.-Л.,
1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].
Т.
И. Алабина.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я